Законно ли на должность врача-лаборанта принят работник с высшим немедицинским образованием?

«Правовая формула» квалификационных требований к врачам-специалистам: корректность, проблемы, пути решения

Законно ли на должность врача-лаборанта принят работник с высшим немедицинским образованием?

Юридический отдел «Факультета медицинского права»

  • Аккредитация
  • Профстандарты
  • Сертификация
  • Квалификация

В статье дан подробный юридический анализ всех должностей медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование, на предмет их соответствия врачебным специальностям и корректности «правовой формулы» их квалификационных требований. Цель анализа — нахождение и описание стандартного или возможного правового алгоритма допуска медицинских работников к занятию должностей врачей-специалистов. В результате были обнаружены и описаны различные правовые конструкции квалификационных требований и был найден ряд «проблемных», по мнению автора, должностей, требующих законодательной коррекции.

в журнале «Медицинское право». 2016. № 4.

Допуск медицинских и фармацевтических работников к профессиональной деятельности

Как известно, для занятия той или иной должности медицинский или фармацевтический работник должен иметь необходимое профессиональное образование, а также квалификацию, соответствующую установленным квалификационным требованиям.

Право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста (ч. 1 ст. 69 Федерального закона 21.11.

2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 323-ФЗ)). При этом в п. 1 ч. 1 ст.

100 ФЗ № 323-ФЗ установлено, что до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

В настоящее время в РФ осуществляется поэтапный (с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно) переход к процедуре аккредитации специалистов.

Порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам утвержден Приказом Минздрава России от 29.11.

2012 № 982н, в соответствии с которым сертификат медицинским и фармацевтическим работникам выдается по специальностям, утвержденным соответствующей номенклатурой специальностей специалистов с высшим или средним медицинским и фармацевтическим образованием. Согласно п. 3 ст.

69 ФЗ № 323 процедура аккредитация специалиста также подразумевает определение соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

Идея данной статьи и столь подробного юридического анализа всей номенклатуры медицинских должностей и врачебных специальностей родилась из точечного анализа достаточно новой должности такого врача-специалиста, как врача паллиативной медицинской помощи.

Введение новой должности не сопровождалось введением соответствующей врачебной специальности, а к ее занятию соответствующими порядками оказания медицинской помощи, утвержденными приказами Минздрава России, стали допущены врачи-специалисты различных клинических специальностей после прохождения тематического повышения квалификации.

С учетом того что работа специалистов в области здравоохранения связана с наличием определенных ограничений и предоставлением различного рода компенсаций и льгот, законодательная ясность, а также корректность квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам представляются объективной необходимостью. Также отметим, что соответствие медицинских и фармацевтических работников квалификационным требованиям является одним из лицензионных требований для осуществления медицинской деятельности. Такие необычные условия допуска медицинских работников к занятию должности врача паллиативной медицинской помощи вызвали еще больший интерес к новой должности, что и привело автора настоящей статьи к проведению подробного анализа всей номенклатуры должностей медицинских работников с высшим медицинским образованием и порядка их допуска к профессиональной деятельности.

Базовые положения законодательства о должностях, квалификации и специальностях медицинских работников

Начнем с того, что в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 23.07.

2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее — ЕКС или Приказ МЗ СР № 541н) указано, что наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке. Отсюда следует явная законодательная привязка должности к соответствующей специальности. По сути данного положения ЕКС уже достаточно, чтобы утверждать, что каждая врачебная должность должна коррелироваться с одноименной специальностью, что фактически подтверждается практикой, в которой, однако, есть исключения. Были проанализированы все-все должности и специальности медицинских и фармацевтических работников, и, как оказалось, в данном вопросе имеется ряд нестыковок, о чем будет весьма подробно изложено ниже.

Источник: https://www.kormed.ru/baza-znaniy/medicinskie-kadry/kvalifikacionnye-trebovaniya-k-medicinskih-rabotnikov/pravovaya-formula-kvalifikatsionnykh-trebovaniy-k-vracham-spetsialistam-korrektnost-problemy-puti-re/

Особенности приведения в должностное соответствие специалистов лабораторной службы

Законно ли на должность врача-лаборанта принят работник с высшим немедицинским образованием?

Ассоциация специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины» (Ассоциация ФЛМ) в 2015 г. создала в своей структуре Службу юридической поддержки членов Ассоциации ФЛМ. Идея создания указанной службы возникла не случайно.

В настоящее время лабораторная служба нуждается в эффективном механизме внутреннего саморегулирования, а также в защите профессиональных интересов специалистов лабораторной службы.

Саморегулирование реализуется путем создания некоммерческих профессиональных объединений и сообществ.

С целью защиты от возможных профессиональных рисков существует большое количество коммерческих юридических структур, решающих вопросы в том числе и в области здравоохранения, однако нет полноценной структуры, ориентированной на правовое сопровождение работников лабораторной службы.

Служба юридической поддержки, созданная в рамках Ассоциации ФЛМ и доступная каждому члену Ассоциации ФЛМ, ориентирована на решение правовых вопросов и проблем специалистов лабораторной службы.

На сегодняшний день обработано более 100 заявок.

Одной из проблем, по которой задано наибольшее количество вопросов, является проблема приведения в должностное соответствие специалистов лабораторной службы.

Важной особенностью кадрового состава лабораторной службы является наличие большого количества специалистов с высшим профессиональным немедицинским образованием. В этом можно увидеть несоответствие со ст. 100 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г.

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которая регламентирует допуск к осуществлению медицинской деятельности специалистов с медицинским образованием. Однако данная статья относится к осуществлению медицинской деятельности специалистами с медицинским образованием, что в этой статье непосредственно и указано.

Для специалистов с немедицинским образованием действует иная статья вышеуказанного закона:

«Глава 9. Медицинские работники и фармацевтические работники, медицинские организации

Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности

1. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.»

В связи с тем, что пока не утверждены процессуальные подзаконные нормативные акты по аккредитации, то в соответствии п. 3 указанной выше ст.

 69, дающей определение термину аккредитация и относящей его к требованиям опять же для специалистов с медицинским образованием, медицинская деятельность специалистов с «иным образованием» регламентируется существующими на данный момент ведомственными нормативно-правовыми актами.

В период с 1997 по 2014 г.

 на должности врачей клинической лабораторной диагностики и врачей-бактериологов было переведено или принято значительное количество специалистов с высшим профессиональным немедицинским образованием в связи с непониманием администрацией медицинских организаций нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность специалистов с высшим профессиональным немедицинским образованием.

Поэтому на волне происходящей сейчас в здравоохранении России оптимизации законодательной базы федеральными и региональными органами Росздравнадзора, и даже фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС) под предлогом целевого расходования финансовых средств, участились проверки соответствия занимаемым должностям квалификации медицинских сотрудников.

В соответствии с типовым положением о территориальном ФОМС — ТФОМС (далее Положение), приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (РФ) № 15н от 21 января 2011 г.

«Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования», ТФОМС осуществляют контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования (ОМС) страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (п. 8.12).

То есть, выявление нецелевого использования средств ОМС является компетенцией ТФОМС по выявлению нецелевого использования бюджетных средств, так как средства ОМС являются средствами из государственного бюджета.

В соответствии с п. 1 ст. 306.

4 «Нецелевое использование бюджетных средств» Бюджетного кодекса РФ 2014 нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как следует из представленной информации, квалификация сотрудников учреждения не является правовой дефиницией Бюджетного кодекса РФ 2014 и вышеуказанного Положения о ТФОМС.

Таким образом, ТФОМС, занимаясь проверкой должностного соответствия специалистов лабораторной службы, превышает свои полномочия.

Функция по контролю за соответствием квалификации медицинских работников квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения находится в компетенции территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ № 1040н от 13 декабря 2012 г. «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения» (глава II «Полномочия», п. 7.1.2.5. «осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации»).

Об алгоритме перевода с должности врача клинической лабораторной диагностики или врача-бактериолога

На должность биолога переводятся специалисты с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, занимающие должности врачей клинической лабораторной диагностики и врачей-бактериологов с целью соответствия квалификационным требованиям приказа № 541н от 23 июля 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее Справочник), принятые на работу после 1 октября 1999 г.

Однако необходимо получить письменное согласие работника на перевод, так как изменение определенных сторонами условий трудового договора (в том числе и обязательного условия об оплате труда) допускается только по письменному соглашению сторон (ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации — ТК РФ). Согласно ст.

 9 ТК РФ, в трудовой договор нельзя включить условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с существовавшими ранее, с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Но эта статья не запрещает работнику и работодателю заключить соглашение, снижающее работникам уровень гарантий, которые установлены трудовым договором (в том числе и размер заработка).

В случае несогласия работника о переводе на другую должность с целью восстановления должностного соответствия необходимо соблюдение определенных процедур.

Справочник используется для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Следует обратить внимание на формулировку, употреблено словосочетание «призван способствовать», а не слово «обязателен». Таким образом, при составлении должностных инструкций некоторые положения могут не учитываться.

Однако если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (ст. 57 ТК РФ).

При этом необходимо обратить внимание на п.

 6 Справочника, который закрепляет: «Лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы». Следовательно, лицо, не имеющее достаточных квалификационных требований при определенных обстоятельствах может занимать соответствующую должность.

Определить соответствие работника занимаемой должности и оценить его результативность труда возможно проведя внутреннюю аттестацию. Аттестация в медицинской организации не должна носить персональный характер. Для ее проведения в организации должен быть разработан документ (например, Положение об аттестации работников).

В нем должен быть регламентирован порядок проведения аттестации (периодичность проведения, ее формы и перечень должностей, подлежащих аттестации). С этим документом работники должны быть ознакомлены при приеме на работу либо после его утверждения.

При проведении аттестации издается приказ и формируется аттестационная комиссия.

Одним из оснований расторжения трудового договора является несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ст. 81 ТК РФ).

При этом увольнение по этому основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Также следует отметить, что расторжение трудового договора с одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), по этому основанию не допускается (ст. 261 ТК РФ).

О переводе на должность врача-лаборанта

Специалисты с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятые на работу до 1 октября 1999 г.

 на должность врача-лаборанта, занимающие в настоящее время должности врачей клинической лабораторной диагностики, переводятся на должность врача-лаборанта (с согласия работника), так как они правомочно занимали ее, перевод их на должность врача клинической лабораторной диагностики работодателем был неправомочен (не существует ни одного ведомственного приказа, определяющего возможность работы специалиста с немедицинским образованием на медицинской должности, которой является должность врача клинической лабораторной диагностики, поэтому вышеуказанные переводы являются ошибкой работодателя), и они могут продолжить работу на данной должности в соответствии с п. 2 приказа № 541н от 23 июля 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Отказ работодателя в указанном переводе на прежнюю должность врача-лаборанта является основанием для обращения в суд.

Возможные требования, например при лицензировании, наличия сертификата на должности врача-лаборанта как врачебной должности, неправомочны. В Постановлении Правительства Р.Ф. № 291 от 16 апреля 2012 г.

«О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» требование о наличии сертификата специалиста касается только специалистов с медицинским образованием — п. 4д. В указанном документе не регламентируется соответствие врачебной должности и наличия сертификата специалиста. То есть, специалист может занимать врачебную должность, не имея сертификата специалиста, если это допускается иными нормативными актами, как в случае с врачом-лаборантом.

О переводе с должности врача-бактериолога

Источник: https://www.mediasphera.ru/issues/laboratornaya-sluzhba/2015/3/082305-21982015039

Центр права
Добавить комментарий