Какова учебная нагрузка преподавателя?

Новые правила расчета учебной нагрузки педагогов

Какова учебная нагрузка преподавателя?

С 10 марта действует новый порядок подсчета и оплаты рабочих часов для педагогов. В частности, установлен верхний предел их учебной нагрузки*. Проанализируем новации.

* Кроме того, введение в действие профстандарта для педагогов отложили на 1 января 2017 года (письмо Минобрнауки России от 2 марта 2015 г. № 08-237).

О.А. Примакова, эксперт журнала «Учет в сфере образования»

Где прописать учебную нагрузку

Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников и продолжительность их рабочего времени утверждены приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 (далее – приказ № 1601). А ранее действовавший приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г.

№ 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» 10 марта утратил силу. Нагрузка преподавателя зависит от его должности и специальности. Объем учебной нагрузки устанавливают в начале учебного года и закрепляют в трудовом договоре.

Объем нагрузки всех педагогических работников указывают в локальном нормативном акте образовательной организации.
В приказе № 1601 прописаны правила определения учебной нагрузки педагогов, причины ее изменения и ограничение верхнего предела количества часов преподавательской работы.

Кроме того, в нем уточнена норма рабочего времени педагога-библиотекаря, которая теперь составляет 36 часов в неделю.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!Узнайте сейчас: ☑ 3 проблемы, из-за которых контроллеры признают доплаты и надбавки незаконными ☑ 10 подсказок бухгалтеру: как распознать поддельный больничный и принять меры ☑ Образец справки, без которой сотруднику не выдадут дубликат больничного ☑ Как оформить и оплатить работу по инвентаризации, чтобы не оштрафовали ☑ Отпуск начинается в субботу. Это устроит и сотрудника, и учреждениеСКАЧАТЬ СЕЙЧАС »

Каким образом посчитать учебную нагрузку

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) у педагогов составляет не более 36 часов в неделю. Учебную нагрузку рассчитывают в зависимости от квалификации, специализации и занимаемой должности работника.

При этом также имеет значение, по каким образовательным программам работает образовательное учреждение. В целом преподавательская нагрузка может быть от 18 часов в неделю до 720 часов в год. Нормы часов педагогической работы устанавливают в астрономических часах, включая перемены и динамические паузы.

По норме часов педагогической работы делают расчет для определения работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией объема педагогической работы в неделю (в год). В ситуации, когда работник выполняет преподавательскую работу сверх нормы либо ниже ее, она должна быть оплачена по фактически отработанному объему часов.

Исключение – случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к приказу № 1601.

Локальные нормативные акты образовательного учреждения по назначению или изменению учебной нагрузки педагогов нужно принимать с учетом мнения представительного органа работников (п. 1.9 приложения № 2 к приказу № 1601).

Когда нагрузку можно снизить

Учебную нагрузку педагогов (кроме работников профессорско-преподавательского состава), установленную на начало учебного года, нельзя снизить в текущем учебном году по инициативе работодателя.
Однако и из этого правила существует исключение.

Нагрузку разрешено уменьшить в связи с сокращением количества часов по учебным планам или снижением числа обучающихся. Об этом сказано в пункте 1.5 приложения № 2 к приказу № 1601. Кроме того, администрация не может снизить объем часов, определенный работнику в текущем учебном году на следующий учебный год.

Опять же за исключением случаев изменения учебных планов или сокращения численности обучающихся. При этом следует помнить, что если поменять учебную нагрузку, согласованную с сотрудником при заключении трудового договора, все же необходимо, то это можно сделать только по соглашению сторон и обязательно в письменной форме.

Руководитель должен предупредить работника не позднее чем за два месяца о возможном изменении нагрузки, сообщив причины такого решения.

Если нагрузка педагога 18 часов в неделю

Определена норма часов для преподавателей организаций, ведущих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта.

Она составляет 18 часов в неделю. Помимо этого скорректирован порядок подсчета и изменения такой нагрузки применительно ко всем педагогам.

При расчете учебной нагрузки преподавателей, работающих по норме 18 часов в неделю, важно установить:

  • количество часов по учебным планам;
  • рабочие программы учебных предметов;
  • кадровое обеспечение учреждения.

Выплата полной ставки заработной платы гарантирована учителям 1–4 классов при передаче уроков учителям-специалистам (при условии догрузки другой педагогической работой).

Также при условии догрузки полную ставку получают учителя отдельных дисциплин в образовательных организациях, расположенных в специализированных поселках и сельских населенных пунктах. Об этом сказано в пункте 2.2 приложения № 2 к приказу № 1601.

Учебную нагрузку на новый учебный год в первую очередь сохраняют педагогам, работающим в учреждении постоянно, по основному месту работы. Учителям выпускных классов предлагают учебные часы в классах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями учебных предметов.

Таким образом, администрация обеспечивает преемственность преподавания учебных дисциплин и сохраняет объем нагрузки педагогических работников учреждения.

Если учебные часы уменьшены, после истечения срока уведомления об их снижении учителям до конца учебного года и в период каникул выплачивают заработную плату:

  • за фактически оставшееся количество часов, если оно выше нормы часов за ставку;
  • определенную до уменьшения учебной нагрузки, если оставшаяся нагрузка ниже или равна норме часов учебной работы за ставку (в том в случае, если их невозможно догрузить другой педагогической работой).

Учителям, обучающим на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, эти часы преподавания включают в учебную нагрузку.
Время каникул для учеников, в том числе занимающихся дома, не основание для уменьшения учебной нагрузки и заработной платы педагогов.

Объем, порядок и срок оплаты педагогической нагрузки, выполняемой по совмещению, прописывают в дополнительном соглашении к трудовому договору (п. 5.4 приложения № 2 к приказу № 1601).

Учебная нагрузка в порядке замещения других преподавателей должна быть оплачена дополнительно. Это условие содержится в пункте 2.7 приложения № 2 к приказу № 1601.

Если рабочее время 720 часов в год

Новым документом преподавателям организаций среднего профессионального образования определена нагрузка 720 часов в год на 10 учебных месяцев.
Когда такая норма не может быть выполнена в связи с отпуском или больничным педагога, ее уменьшают на 1/10 часть за каждый полный месяц и из расчета пропущенных дней за неполный (п. 4.

4 приложения № 2 к приказу № 1601). При этом выплачивают среднемесячную зарплату независимо от объема отработанной нагрузки в каждом месяце учебного года, а также в период каникул учащихся. Нагрузка может быть снижена в течение учебного года по сравнению с его началом по причинам, не зависящим от педагога.

Тогда ему начисляют заработную плату в размере, установленном на начало года.

Норма нагрузки профессорско-преподавательского состава

Для того чтобы рассчитать объем учебных часов профессорско-преподавательского состава на начало учебного года, нужно определить средний объем учебной нагрузки, а также ее верхние границы в соответствии с должностями.

Эти показатели устанавливают локальным нормативным актом образовательной организации. Как уже было сказано, учебную нагрузку каждого педагога рассчитывают в зависимости от его должности и квалификации.

Нормы времени по видам учебной деятельности включают в нагрузку преподавателя в соответствии с программами высшего образования: бакалавриата, специалитета и магистратуры. Данные нормы организация принимает самостоятельно.

Локальным актом учебного заведения также определяют соотношение учебной нагрузки, установленной на учебный год, и других должностных обязанностей сотрудника в пределах рабочего времени.

За единицу времени принимают академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы.

Каковы ограничения верхнего предела нагрузки

В зависимости от занимаемой должности учебная нагрузка педагогических работников может быть ограничена верхним пределом. При этом объем учебной нагрузки при работе по совместительству не должен превышать половины от верхнего предела учебной нагрузки, установленной по должностям профессорско-преподавательского состава. Перечислим случаи ограничений. 1.

В организациях среднего профобразования при норме 720 часов в год верхний предел не превышает 1440 часов в год. 2. В организациях высшего образования по профессорско-преподавательскому составу верхний предел учебной нагрузки равен 900 часов в год.

3.

В организациях дополнительного профессионального образования по должностям профессорско-преподавательского состава верхний предел нагрузки не превышает 800 часов в год.

Нормы времени по видам учебной деятельности при подготовке кадров в интересах обороны и безопасности государства также устанавливают локальным актом организации. Однако они должны быть согласованы с соответствующим федеральным государственным органом.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/101817-novye-pravila-rascheta-uchebnoy-nagruzki-pedagogov

Учебная и рабочая нагрузка учителей разных стран мира

Какова учебная нагрузка преподавателя?
Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Сколько времени учителя европейских стран тратят на преподавательскую и другие виды деятельности? Этот вопрос стал темой исследования, результаты которого опубликовал аналитический журнал «Education Indicators in Focus» (издание выпускается под эгидой ОЭСР — Организации экономического сотрудничества и развития).

От России до Мексики

Как отмечается в исследовании, привлекательность профессии учителя обусловлена многими факторами, в том числе и условиями труда: количеством рабочей нагрузки, наполняемостью классов и так далее. Исследователи оперируют двумя терминами: учебная нагрузка и рабочая.

Учебная нагрузка измеряется в астрономических часах и определяется как время, которое идет непосредственно на обучение детей. А рабочая нагрузка — это время, затрачиваемое педагогами на выполнение широкого спектра других профессиональных обязанностей.

В зависимости от политики, проводимой в той или иной стране в области регулирования заработной платы, в рабочую нагрузку учителя может включаться время, связанное с преподавательской деятельностью и проведением учебных мероприятий, например, тестированием учащихся, а также время, отведенное и на преподавательскую деятельность, и на выполнение других профессиональных обязанностей и задач (подготовку к урокам, профессиональное развитие, общение с родителями, участие в решении общих управленческих задач).

В исследовании используется принятое за рубежом годовое измерение педагогической нагрузки. Средняя годовая нагрузка учителей базовой школы (согласно международной стандартной классификаций образования, Второй этап базового образования) в странах ОЭСР составляет около 694 часов.

Но эта величина существенно варьируется: от минимальной (600 часов и менее) в Финляндии, Греции и России до максимальной (1000 и более часов) в Аргентине, Чили и Мексике. Распределение учебного времени в течение года также варьируется.

В среднем по странам — участницам ОЭСР учебная нагрузка педагогов составляет 38 недель, или 182 дня (минимальные показатели (152 дня) имеет Греция, а максимальные (203 дня) — Бразилия.

В Шотландии, согласно соглашению об условиях работы и оплаты учителей, с 2001 года установлена 35-часовая рабочая неделя, а норма учебной нагрузки снижена до 22,5 часа в неделю (для начальной и средней школы).

Молодые «профи»

Работа на более высокой ступени школы предусматривает меньшую учебную нагрузку на педагогов. Так, в Чехии, Франции, Греции, Индонезии, Израиле и Турции учебная нагрузка учителей начальной школы на 30% превышает нагрузку учителей средней школы (исключение составляют Аргентина, Англия и Мексика).

В некоторых странах ОЭСР продолжительность рабочего времени и учебной нагрузки учителя зависит от его трудового стажа. Например, в Германии для педагогов-новичков учебная нагрузка уменьшена. В отдельных странах ее снижают и для опытных учителей, чтобы продлить их трудовую деятельность.

Для этого также принимаются программы диверсификации обязанностей этой группы педагогов. В Португалии, Квебеке опытные учителя привлекаются к преподаванию студентам педагогических учебных заведений. В Англии и Уэльсе с 1998 года существует такая категория как «учитель передовых способностей», для получения которой педагоги проходят государственную сертификацию.

Их роль заключается в педагогическом руководстве коллективами учебных заведений.

Работа в классе и другие обязанности

В среднем по странам ОЭСР учителя тратят половину своего рабочего времени на выполнение видов деятельности, не связанных с преподаванием в классе: планирование занятий, оценивание работы учащихся, профессиональное взаимодействие с коллегами.

В 2013 году ОЭСР было проведено международное исследование систем преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS), в частности были проанализированы отчеты о рабочем времени педагогов, преподающих на II ступени общего среднего образования.

В опросе участвовало по 20 учителей из 200 частных и государственных школ от каждой страны.

Выяснилось, что учителя в среднем тратят около 38 часов в неделю на все виды профессиональной деятельности: минимальные показатели (29 часов) — в Чили и Италии, а максимальные (54 часа) — в Японии.

Примерно половина этого времени отводится на обучение школьников — 19 и 38 часов в неделю (значения колеблются от 15 часов в Норвегии до 27 часов в Чили).

Следует отметить, что, несмотря на длительную рабочую неделю японских учителей, непосредственно на учебный процесс они тратят лишь около 18 часов. Это значит, что большая часть времени отводится на выполнение других видов деятельности.

Планирование и подготовка к урокам занимают в среднем около 7 часов в неделю (от 5 часов в Финляндии, Израиле, Италии, Нидерландах и Польше до 10 часов — в Хорватии). Проверка письменных работ — около 5 часов (максимальные значения зафиксированы в Португалии (10 часов) и Сингапуре (9 часов).

На школьное управление, работу с родителями, проведение факультативных занятий отводится приблизительно по 2 часа в неделю. Исключение составляют временные затраты учителей в Корее и Малайзии, где административная работа отнимает 6 часов.

А в Японии проведение факультативных занятий занимает у педагогов 8 часов в неделю.

Дисциплина — залог успеха

В среднем около 13% своего рабочего времени учитель тратит на поддержание дисциплины в классе. По этому показателю в разных странах наблюдаются значительные различия.

Около 50% опрошенных учителей Бразилии, Малайзии и Сингапура признались, что тратят более 15% времени на поддержание дисциплины.

Между тем половина респондентов из Болгарии, Хорватии, Чехии, Эстонии, Латвии, Польши и Румынии сообщили, что на это у них идет менее 5% времени.

Почти треть учителей сообщила, что на наведение порядка в классе тратится значительная часть их времени. Каждый четвертый участник опроса (около 26% респондентов) констатировал побочный шум на уроках. Такие проблемы наиболее актуальны для бразильских педагогов — их указали более половины опрошенных.

Между прочим дисциплина в классе напрямую влияет на успеваемость учащихся. Результаты международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA показывают, что рабочая атмосфера в классе и успеваемость учащихся тесно взаимосвязаны.

Решение проблем, связанных с наведением дисциплины в классе, позволит более эффективно использовать установленное время и добиваться лучших результатов в обучении, заключают исследователи.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 20 мая 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/05/84162.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.

Источник: http://www.afportal.ru/teacher/instruction/workload

Центр права
Добавить комментарий