Каким организациям необходимо разрабатывать Положение об организации и ведении гражданской обороны?

Содержание
  1. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
  2. Порядок разработки, согласования и утверждения Положения об организации и ведении гражданской обороны в организациях
  3. Рекомендуемая структура и содержание Положения об организации и ведении гражданской обороны в организациях
  4. Методические рекомендации по разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, Методические рекомендации МЧС России от 03 февраля 2017 года №2-4-71-2-11
  5. Введение
  6. 1. Общие положения
  7. 2. Порядок разработки, согласования и утверждения Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти
  8. 3. Рекомендуемая структура и содержание Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти
  9. Приложение N 1. Перечень основных нормативных правовых актов для организации и ведения гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти
  10. Положение о гражданской обороне в организации | по ГО и ЧС 2019
  11. Что устанавливает Положение о гражданской обороне в организации
  12. Структура Положения по ГО и ЧС для организации
  13. Образец
  14. Для школы
  15. В муниципальных образованиях
  16. Для медицинской организации
  17. Порядок оформления и утверждения Положения об организации и ведении гражданской обороны

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

Каким организациям необходимо разрабатывать Положение об организации и ведении гражданской обороны?

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

В статье содержатся рекомендации по разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны в организации (в учреждении, на предприятии).

Представленный материал основан на действующих нормативно-правовых актах и предназначен для использования должностными лицами организаций при разработке, согласовании и утверждении Положений об организации и ведении гражданской обороны.

Положение об организации и ведении гражданской обороны (далее – ГО) в организациях, учреждениях и на предприятиях (далее – организации) является важнейшим локальным документом по ГО. Положение должно содержать порядок подготовки к ведению ГО в организациях и разрабатывается в обязательном порядке.

Напомним, что подготовка к ведению ГО в организациях заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите работников организаций, а также материальных ценностей, находящихся в распоряжении организаций, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) природного и техногенного характера.

Ведение ГО в организациях заключается в непосредственном выполнении мероприятий по защите работников, а также материальных ценностей, находящихся в распоряжении организаций, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Ведение ГО в организации осуществляется на основе соответствующего Плана гражданской обороны организации, который определяет объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС.

Мероприятия по ГО организуются в соответствии с действующими законодательными и нормативно-правовыми актами в области ГО федерального, регионального и муниципального уровней.

Порядок разработки, согласования и утверждения Положения об организации и ведении гражданской обороны в организациях

Разработку Положения об организации и ведении гражданской обороны организует руководитель организации.

Разработка Положения осуществляется, как правило, в два этапа и включает в себя:

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ:

1) издание распорядительного документа о разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны, в котором определяются:

– руководитель рабочей группы и ее состав;

– распределение обязанностей между членами рабочей группы;

– сроки разработки Положения.

2) уточнение членами рабочей группы требований к выполнению мероприятий по ГО, предъявляемыми действующими нормативно-правовыми, нормативно-техническими и иными документами (продолжает ли организация работу в военное время и отнесена ли к категории по ГО).

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ:

– практическая разработка Положения;

– согласование проекта приказа с органами МЧС России.

После подписания приказа об утверждении Положения его копии необходимо направить в территориальный орган МЧС России и структурное подразделение местного органа власти, отвечающего за ГО и защиту от ЧС..

Рекомендуемая структура и содержание Положения об организации и ведении гражданской обороны в организациях

Положение об организации и ведении ГО в организации рекомендуется разрабатывать с учетом следующей структуры:

I. Общие положения.

II. Основные задачи, функции и полномочия организации в области гражданской обороны.

III. Основные мероприятия организации по гражданской обороне.

VI. Заключительные положения.

В разделе “I. Общие положения” указываются:

– нормативные и правовые основы подготовки к ведению и ведения ГО в организации;

– органы, осуществляющие руководство ГО в организации;

– система управления ГО организации;

– организация взаимодействия организации с территориальными органами МЧС России и структурными подразделениями местных органов власти, отвечающих за ГО и защиту от ЧС на своих территориях;

– организация сбора и обмена информацией в организации в целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по ГО, в том числе своевременного оповещения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время;

– организация планирования мероприятий по ГО в организации, а также порядок реализации соответствующих планов ГО;

– состав сил и средств ГО организации.

В разделе “II. Основные задачи, функции и полномочия организации в области гражданской обороны” указываются:

– основные задачи в области ГО, решаемые организацией;

– функции и полномочия организации в области ГО, с учетом решаемых задач в области ГО;

– права и обязанности должностных лиц и работников организации в области ГО.

В разделе “III. Основные мероприятия организации по гражданской обороне” указываются:

– основные мероприятия по ГО, проводимые организацией в целях решения задач в области ГО;

– организация и порядок выполнения мероприятий по ГО, проводимых организацией.

В разделе “VI. Заключительные положения” указываются:

– порядок планирования и финансирования мероприятий по ГО в организации;

– организация контроля за выполнением мероприятий по ГО в организации, а также ответственность соответствующих должностных лиц и работников за невыполнение требований и мероприятий в области ГО.

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» № 11/2017.

Другие статьи по теме

Источник: http://xn--------3veaabcahvp3aypd2a3deubak3alvuzd5n8bzl.xn--p1ai/publ/organizacija_go/porjadok_podgotovki_polozhenija_ob_organizacii_i_vedenii_grazhdanskoj_oborony_v_organizacii_v_uchrezhdenii_na_predprijatii/2-1-0-284

Методические рекомендации по разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, Методические рекомендации МЧС России от 03 февраля 2017 года №2-4-71-2-11

Каким организациям необходимо разрабатывать Положение об организации и ведении гражданской обороны?

УТВЕРЖДАЮЗаместитель МинистраРоссийской Федерации по деламгражданской обороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствийстихийных бедствийА.П.Чуприян03.02.2017 г.

N 2-4-71-2-11

Под общей редакцией директора Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России Мануйло О.Л.

Настоящие Методические рекомендации по разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти разработаны в соответствии с требованиями федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом опыта деятельности МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти.

Методические рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Методические рекомендации разработаны коллективом сотрудников Департамента гражданской обороны и защиты населения и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в составе: Акатьев С.В., Курников М.В., Казанцева А.О., Полторанов Д.В., Руденко А.В.

Введение

Основные направления современной государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций формируются и реализуются с учетом геополитических, стратегических, социально-экономических и иных факторов, которые за последние годы претерпели значительные изменения.

Развитие военно-политической обстановки в мире в ближайшей перспективе будет характеризоваться формированием новой системы международных отношений, обусловленных углублением глобализации, становлением новых центров силы и ужесточением конкуренции между ними.

Ожидается наращивание военного присутствия сил Организации Североатлантического договора на территории восточноевропейских стран – членов альянса и в акваториях Балтийского и Черного морей.

В целом в период до 2030 года возможность прямой вооруженной агрессии против Российской Федерации и ее союзников, в том числе с применением оружия массового поражения, по-прежнему представляется маловероятной, однако данный факт не снижает актуальности планирования гражданской обороны.

Более того, происходящие изменения в военно-политической обстановке, в социальной и экономической сферах государства, в характере ведения современных войн обусловливают необходимость формирования новых подходов к решению задач гражданской обороны.

За последние годы Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) проделана важная работа по внедрению новых подходов к ведению гражданской обороны Российской Федерации.

Вместе с тем проблемы планирования и осуществления мероприятий по гражданской обороне остаются актуальными, что обусловливает необходимость поиска возможностей по повышению эффективности данных мероприятий.

Безусловно, необходимой предпосылкой для обеспечения должного уровня проведения мероприятий по гражданской обороне является эффективное планирование данных мероприятий, одним из главных элементов которого является процесс выработки и принятия решений.

Данный процесс должен основываться на анализе возможной обстановки, которая может сложиться в результате применения современных средств поражения вероятным противником или в результате возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В условиях, когда планомерное приведение в готовность гражданской обороны невозможно, дополнительно должны учитываться и реальные возможности федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций по проведению мероприятий по гражданской обороне, т.е. должно учитываться реальное состояние гражданской обороны.

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами федеральных органов исполнительной власти при разработке, согласовании и утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны.

1.2. В соответствии с Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г.

N 804, Положение об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти определяет порядок подготовки к ведению гражданской обороны (далее – ГО) в федеральных органах исполнительной власти и разрабатывается в обязательном порядке.

1.3.

Подготовка к ведению ГО в федеральных органах исполнительной власти заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите работников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций, а также материальных ценностей, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) природного и техногенного характера.

1.4.

Ведение ГО в федеральных органах исполнительной власти заключается в непосредственном выполнении мероприятий по защите работников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций, а также материальных ценностей, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Ведение ГО в федеральном органе исполнительной власти осуществляется на основе соответствующего Плана гражданской обороны федерального органа исполнительной власти, который определяет объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС.

1.5.

Мероприятия по ГО организуются в федеральных органах исполнительной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, а также Положением об организации и ведении ГО в федеральном органе исполнительной власти.

2. Порядок разработки, согласования и утверждения Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти

2.1. Разработку Положения об организации и ведении гражданской обороны организует руководитель федерального органа исполнительной власти.

2.2.

Разработка Положения об организации и ведении гражданской обороны осуществляется, как правило, в два этапа и включает в себя:

на первом этапе:

издание распорядительного документа о разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны, в котором определяются: руководитель рабочей группы и ее состав; распределение обязанностей между членами рабочей группы; сроки разработки Положения;

уточнение членами рабочей группы: требований к выполнению мероприятий по ГО, предъявляемыми действующими нормативными правовыми, нормативно-техническими и иными документами; перечней территориальных органов федерального органа исполнительной власти, организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти и продолжающих работу в военное время, а также организаций, отнесенных к категориям по ГО.

на втором этапе:

практическая разработка Положения;

согласование и издание проекта приказа об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти разрабатывается в порядке установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 N 804 “Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации” подготовленный проект приказа об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти согласовывается с МЧС России.

После государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации копия приказа об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти направляется в МЧС России.

3. Рекомендуемая структура и содержание Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти

3.1. Положение об организации и ведении ГО в федеральном органе исполнительной власти рекомендуется разрабатывать с учетом следующей структуры:

I. Общие положения.

II. Основные задачи, функции и полномочия федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны.

III. Основные мероприятия федерального органа исполнительной власти по гражданской обороне.

VI. Заключительные положения.

3.2. В разделе “I. Общие положения” указываются:

нормативные и правовые основы подготовки к ведению и ведения ГО в федеральном органе исполнительной власти;

органы, осуществляющие руководство ГО в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях;

система управления ГО федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных организаций;

организация взаимодействия федерального органа исполнительной власти с Национальным центром управления в кризисных ситуациях, находящимся в ведении МЧС России, а также территориальных органов федерального органа исполнительной власти и его подведомственных организаций с центрами управления в кризисных ситуациях, находящимися в ведении МЧС России;

организация сбора и обмена информацией в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях, в целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по ГО, в том числе своевременного оповещения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время;

организация планирования мероприятий по ГО в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях, а также порядок реализации соответствующих планов ГО;

состав сил и средств ГО федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных организаций.

3.3. В разделе “II. Основные задачи, функции и полномочия федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны” указываются:

основные задачи в области ГО, решаемые федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными организациями;

функции и полномочия федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных организаций в области ГО, с учетом решаемых задач в области ГО;

права и обязанности должностных лиц и работников федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных организаций в области ГО.

3.4. В разделе “III. Основные мероприятия федерального органа исполнительной власти по гражданской обороне” указываются:

основные мероприятия по ГО, проводимые федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными организациями в целях решения задач в области ГО;

организация и порядок выполнения мероприятий по ГО, проводимых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными организациями.

3.5. В разделе “VI.

Заключительные положения” указываются:

порядок планирования и финансирования мероприятий по ГО в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях;

организация контроля за выполнением мероприятий по ГО в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях, а также ответственность соответствующих должностных лиц и работников за невыполнение требований и мероприятий в области ГО.

Приложение N 1. Перечень основных нормативных правовых актов для организации и ведения гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти

Приложение N 1к Методическим рекомендациямпо разработке Положения оборганизации и ведениигражданской обороны в федеральных

органах исполнительной власти

Федеральные законы:

1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне”.

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности”.

4. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”.

5. Федеральный закон от 27 июля 1997 г. N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

6. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ “О радиационной безопасности населения”.

7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений”.

8. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”.

9. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ “О противодействии терроризму”.

Указы Президента Российской Федерации:

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 “О стратегии национальной безопасности Российской Федерации”.

2. Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года N 696 “Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года”.

3. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 “О мерах по противодействию терроризму” (ред. от 07.12.2016).

Постановления Правительства Российской Федерации:

Источник: http://docs.cntd.ru/document/456044937

Положение о гражданской обороне в организации | по ГО и ЧС 2019

Каким организациям необходимо разрабатывать Положение об организации и ведении гражданской обороны?

Защита работающего населения в случае чрезвычайных ситуаций является обязанностью каждого работодателя. Для выполнения этой задачи необходимо разработать Положение о гражданской обороне в организации. В статье вы найдете его образец и рекомендации по подготовке.

Что устанавливает Положение о гражданской обороне в организации

Положение определяет основы организации гражданской обороны, в частности, порядок подготовки и реализации мероприятий по гражданской обороне, права и обязанности уполномоченного на решение задач в области ГО, порядок разработки документации по действиям работников, по их ежегодной курсовой подготовке.

Также в Положении должен быть указан алгоритм взаимодействия со штабом по делам ЧС администрации района или города, в котором размещены производственные территории предприятия, прописан порядок оповещения на случай аварии, а также порядок эвакуации, определены места сбора, действия аварийно-спасательных команд и их оснащенность.

► Специалист го и чс: обязанности

Структура Положения по ГО и ЧС для организации

За разработку Положения или приказа о ведение работы по ГО отвечает руководитель организации. Непосредственная же работа по гражданской обороне в организации должна проводиться уполномоченным на решение задач в этой сфере.

Положение должно состоять из нескольких основных разделов. Примерную структуру можно взять из аналогичных документов министерств и ведомств.

Мы рекомендуем следующую структуру, которую можно изменить и дополнить.

Раздел 1. Общие положения. Здесь нужно перечислить, на основании каких нормативных правовых документов разработан документ.

Должно быть указано, как для категорированных по ГО организаций должен формироваться аварийно-восстановительный запас материально-технических ресурсов, и за счет каких источников. Также в этом разделе следует расписать, как проводится обучение, тренировки, инструктажи по ГО.

Руководство гражданской обороной осуществляют руководитель организации и уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС. В структурных подразделениях ответственность несут руководители этих штатных формирований.

В общих положениях расписывают обязанности уполномоченных, а также порядок повышения квалификации для ответственных лиц – не реже 1 раза в 5 лет. Категорированные организации проводят комплексные учения, а также участвуют в КШУ, проводимых штабом города или района.

Раздел 2. Должны быть перечислены основные задачи и полномочия организации в области гражданской обороны. К ним относится заблаговременная подготовка эвакуации на случай ЧС или боевых действий.

Работодатель обязан заранее установить защитные сооружения, а при их отсутствии – использовать заглубленные помещения, метрополитены и другие подземные сооружения.

Для этого проводится заблаговременное закрепление работников за защитными сооружениями других организаций на договорной основе, а также в муниципальных бомбоубежищах и эвакопунктах.

Раздел 3. Нужно перечислить основные мероприятия по ГО, их организацию и порядок выполнения.

Мероприятиями по ГО являются:

  • назначение уполномоченного;
  • оповещение сотрудников об опасностях, возможных при чрезвычайных ситуациях различного характера;
  • организация укрытия работающих в случае ЧС, выдача им СИЗ;
  • эвакуация как работников, так и членов их семей в безопасное место.

Также к мероприятиям относится организация светомаскировки, привлечение НАСФ для участия в проведении аварийно-спасательных работ на ОПО, а также меры по повышению защиты зданий и сооружений, укреплению их безопасности на случай наводнения, землетрясения, военных действий и т.п.

Раздел 4. В заключительных положениях указывают санкции за неисполнение данного Положения в виде дисциплинарной ответственности. Кроме того, разъясняют другие организационные вопросы, в том числе о финансировании мероприятий.

Образец

Предлагаемый образец составлен без учета особенностей различных предприятий, поэтому требует доработки в соответствии со спецификой деятельности.

Скачать образец Положения по ГО>>>
Скачать в .doc

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы “Охрана труда”. Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

Для школы

Комплексные учения в учреждениях образования проводятся один раз в 3 года в течение 8 часов. Обучение школьников эвакуации на случай ЧС или военных конфликтов должно проводиться не только на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности», но и во время родительских собраний, классных часов, линеек, а также в группах продленного дня.

Дети должны четко знать, куда им нужно следовать при получении тревожного сигнала, что они должны взять с собой, не паниковать, слушать учителя, как поступить, если внезапно пропала электроэнергия во время эвакуации в бомбоубежище или на место эвакуационного сбора.

В муниципальных образованиях

В муниципальных образованиях Положение должно учитывать порядок оповещения всего населения, и особенно слабозащищенных групп – граждан пожилого возраста, инвалидов, несовершеннолетних лиц.

Для медицинской организации

Комплексные учения в лечебно-профилактических учреждениях с количеством коек свыше 600 проводятся каждые 3 года в течение 2 суток.

В Положении расписывают, как именно необходимо эвакуировать тяжелобольных, как применять альтернативные источники электроэнергии на случай аварии – оснащать дизельными электростанциями кювезы для недоношенных детей, аппараты искусственного дыхания, очистки почек и т.п.

неотложных и реанимационных мероприятий. Особое внимание необходимо уделить мероприятиям по санитарным захоронениям умерших во избежание распространения эпидемий.

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Порядок оформления и утверждения Положения об организации и ведении гражданской обороны

Положение разрабатывает уполномоченный и обязательно согласовывает его с членами штаба ГО организации, в который целесообразно включить начальников финансово-экономического отдела, отдела материально-технического снабжения, главного инженера, главных специалистов, руководителя службы охраны труда и промышленной безопасности.

Согласовывать положение в МЧС не требуется, таких указаний нет. После согласования с членами штаба ГО предприятия документ подают на утверждение руководителю организации. Положение утверждают приказом, затем проводят ознакомление всех работников под подпись в ознакомительном листе.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103638-18-m6-polojenie-o-grajdanskoy-oborone-v-organizatsii-2018

Центр права
Добавить комментарий