Как ввести профстандарты на предприятии фармацевтической отрасли?

Содержание
  1. Следующий — заведующий 24.08.2017
  2. Длинное название
  3. Немного общей информации
  4. Действия. Умения. Знания
  5. На случай проверки
  6. Можно ли подменить первостольника?
  7. Пожелание
  8. Профстандарт или ЕКС
  9. Фармацевт на пятерку
  10. Об утверждении профессионального стандарта «Фармацевт»
  11. Три команды, или Саморегуляция в действии
  12. На пятерочку
  13. Функции фармацевта
  14. 192‑рукий
  15. Вытащим слово из песни
  16. Квалификационные требования для исполнения функционала провизора?
  17. Можно ли работать провизором, имея только сертификат по направлению «Управление и экономика фармации»? 
  18. Квалификационные требования к работникам аптек
  19. Квалификационные характеристики: фармацевт
  20. Провизор может быть руководителем, а руководитель без сертификата не может быть провизором
  21. Как получить сертификат провизора?
  22. Внедрение профстандартов на предприятии – пошаговая инструкция, план введения
  23. Основания для внедрения профессиональных стандартов в организации
  24. Особенности внедрения профессиональных стандартов на предприятии
  25. План по внедрению профессиональных стандартов – что это
  26. Пошаговая инструкция внедрения профессиональных стандартов
  27. Приказ о внедрении профстандартов
  28. Нюансы, которые сопутствуют вводу профессиональных стандартов в организации

Следующий — заведующий 24.08.2017

Как ввести профстандарты на предприятии фармацевтической отрасли?

Самвел Григорян о том, что означает на практике появление профессионального стандарта для руководителей аптек и могут ли теперь все заведующие работать за первым столом

Ранее «Катрен-Стиль» уже писал о разработанных и вступивших в силу в 2016 г. и начале 2017 г. профессиональных стандартах «Провизор», «Фармацевт» и «Фармацевтический инспектор».

Теперь поезд прибыл на следующую станцию — дело дошло до заведующих, провизоров-аналитиков и фармспециалистов, трудящихся на производстве.

Сегодня мы подробно разберем этот документ и попытаемся разобраться, решена ли теперь проблема невозможности исполнения обязанностей первостольника заведующим аптекой с сертификатом «Управление и экономика фармации».

Наш эксперт: Елена Неволина, исполнительный директор ассоцииаций «Аптечная гильдия» и Союз «Национальная Фармацевтическая Палата»

В начале июня текущего года Минюст РФ зарегистрировал очередные приказы Минтруда РФ:

·  от 22.05.2017 № 427н, утверждающий профессиональный стандарт (ПС) «Провизор-аналитик»;

· от 22.05.2017 № 428н, утверждающий ПС «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью»;

· от 22.05.2017 № 430н, включающий ПС «Специалист по промышленной фармации в области производства лекарственных средств».

Приказы действуют с 18 июня 2017 г. К сфере фармритейла прямое отношение имеют первые два из них. В данной статье рассмотрим профстандарт специалиста в области управления, во второй части уделив внимание трем практическим вопросам его применения.

Среди разработчиков ПС — Некоммерческое партнерство «Аптечная гильдия» и Союз «Национальная Фармацевтическая Палата»Исполнительный директор этих профессиональных объединений Елена Неволина дает пояснения для наших читателей.

Длинное название

В начале о длинном названии ПС — «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» — аж 6 слов. По словам Елены Неволиной, однозначного термина, лаконичного решения в случае с «фармуправленцем» в данном случае не нашлось.

Во-первых, потому что в приказах Минздрава применяются разные термины — заведующий, директор, начальник (не говоря уже о заместителях), а номенклатуру Минздрава и терминологию нормативно-правовых актов обойти невозможно.

«Поскольку в приказах Минздрава обозначен диапазон должностей и имеет место вариативность их названий, — поясняет Елена Неволина, — разработчики нашли объединяющее понятие, которое гармонично встраивается в действующее законодательство».

Таким понятием оказалось «управление фармацевтической деятельностью», поскольку термин «фармацевтическая деятельность» включен в Закон «Об обращении лекарственных средств», а специальность носит название «Управление и экономика фармации (УЭФ)».

Немного общей информации

Приказ № 428н является профстандартом для:

·  директоров/заведующих аптечной организации и их заместителей;

·  заведующих структурными подразделениями (отделами) аптечной организации;

·  заведующих складом организации оптовой торговли лекарственными средствами и их заместителей.

Требования к их образованию и обучению нижеследующие:

· не менее двух лет работы по специальности «Фармация» при наличии высшего фармобразования или пяти в случае среднего фармобразования;

·  интернатура/ординатура и профессиональная переподготовка по специальности «УЭФ»;

·  наличие сертификата/свидетельства об аккредитации специалиста;

· обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические и внеочередные медосмотры;

· обучение по охране труда, пожарной безопасности, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций (подробнее об этом см. в ссылках 4–6 профстандарта).

С принципом, согласно которому составлен ПС специалиста по управлению, фармспециалисты уже знакомы по предыдущим профстандартам. По каждой из трудовых функций идет перечисление:

а) трудовых действий, б) необходимых умений, в) необходимых знаний,

которыми должен обладать и которые обязан осуществлять специалист. Всё это оформлено в виде таблиц, что удобнее для восприятия, чем обычные тексты.

Всего трудовых функций (далее — ТФ) в профстандарте специалиста по управлению шесть:

1.      Планирование деятельности фарморганизации

2.      Организация ее ресурсного обеспечения

3.      Организация работы персонала

4.      Управление качеством результатов текущей деятельности

5.      Организация информационной и консультационной помощи для населения и медработников

6.      Управление финансово-экономической деятельностью

Действия. Умения. Знания

Действий, умений, знаний в данном ПС больше 170‑ти. И первый вопрос, который возникает даже прежде знакомства с ними, — должен ли каждый заведующий, или заместитель, или завотделом исполнять все эти действия и обладать всеми этими знаниями и умениями?

Вопрос не праздный.

Ведь профстандарты утверждены приказами Минздрава, следовательно, несоответствие их положениям — в данном случае неосуществление тех или иных трудовых действий или отсутствие необходимых знаний, навыков — чревато привлечением к административной ответственности согласно части 1 статьи 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права».

Возьмем, например, 6‑ю ТФ.

Почти все перечисленные в ее таблице действия-умения-знания обычно входят в компетенцию директоров, заведующих аптекой, но в то же время они далеко не всегда касаются заместителей и почти никогда не касаются заведующих отделами аптеки.

Или, например, 5‑я ТФ включает организацию опросов медработников для выявления их информационных потребностей, а многие ли аптеки делают это? Ну и так далее, подобных примеров из профстандартов можно привести множество.

На случай проверки

Не исключено, что какой‑нибудь чрезмерно ретивый инспектор на этом основании придерется к руководящему аптечному работнику, который, по его мнению, осуществляет не все трудовые действия профстандарта, обладает не всеми перечисленными в нем умениями и знаниями. Будет ли он прав и как от этого защититься?

Ответить на этот вопрос помогают статья 195.3 Трудового кодекса (ТК) РФ «Порядок применения профессиональных стандартов» и пункт 6 письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253.

Из них вытекает, что обязательными являются те требования к квалификации работников — то есть действия, умения, знания, — которые, помимо профстандарта, установлены самим ТК, другими федеральными законами, прочими нормативными правовыми актами(постановления Правительства РФ, приказы Минздрава и т. д.). Остальные требования к квалификации носят рекомендательный характер.

Для наглядности проиллюстрируем примером. Одно из трудовых действий в рамках пятой ТФ — прием извещений о нежелательных реакциях на лекарственные препараты.

Это действие является обязательным, поскольку оно прописано также в статье 64 «Фармаконадзор» Закона «Об обращении лекарственных средств» и других нормативных правовых актах на эту тему.

Таким образом, за неосуществление этого действия могут оштрафовать.

А вот опрос медработников, о котором говорилось выше, другими актами не предусмотрен, поэтому его следует осуществлять в случае рабочей необходимости.

Например, если в радиусе километра-двух от городской аптеки нет ни одного медучреждения, то необходимость в этом, скорее всего, отпадает.

На случай проверки следует знать, что привлечение к административной ответственности за неосуществление таких рекомендательных (согласно ТК) действий неправомерно.

Кстати, одним из умений специалиста по управлению — в рамках ТФ «Организация работы персонала» — является составление функционально-должностных инструкций (далее — ФДИ) сотрудников.

В них, в частности, заносятся и трудовые действия — они же обязанности — фармспециалиста. В связи с этим Елена Неволинаподчеркивает: «Переносить из ПС в ФДИ все трудовые действия необязательно и нецелесообразно.

В инструкцию следует включать только те из них, которые действительно необходимы на конкретном рабочем месте».

Можно ли подменить первостольника?

Следующий практический вопрос связан с противоестественной ситуацией, сложившейся в отрасли «благодаря» одной из, мягко говоря, причуд действующего законодательства.

Речь идет о том, что имели место случаи привлечения к административной ответственности аптечных руководителей, обладателей сертификата по специальности «УЭФ», когда проверяющие инспекторы заставали их работающими за первым столом, быть может, подменяющими на несколько минут, часов или дней фармацевта или провизора-первостольника. «Катрен-Стиль» уже подробно писал на эту тему.

Согласно «Квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения» (содержатся в приказе Минздравсоцразвития РФ от 23.07.

2010 № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника…» (ЕКС)), среди должностных обязанностей заведующего/директора не значатся отпуск лекарственных средств и другие «первостольные действия», а у провизора и фармацевта, обладателей сертификата «Фармацевтическая технология», — значатся.

Следовательно, заведующему, как полагают некоторые проверяющие, — чтобы работать за первым столом — надо иметь сертификат технолога. А если его нет, будьте добры быть оштрафованным.

Изменилось ли что‑либо в этом плане после вступления в силу приказа № 428н? Отвечая на этот вопрос, Елена Неволина в первую очередь отмечает, что прямого указания о том, что специалист в области управления должен/может совершать такие действия, как отпуск лекарственных препаратов и фармконсультирование, в новом профстандарте нет. В то же время она подчеркивает, что многие трудовые функции, действия и умения, прописанные в ПС специалиста по управлению, — например, организацию деятельности персонала, мониторинг, анализ деятельности организации, управление качеством и др. — невозможно осуществлять, если у руководителя нет представления о трудовых процессах подчиненных.

Основываясь на этом соображении, Елена Неволина обозначает один из возможных путей решения проблемы. Заведующий аптекой может включить трудовые действия первостольника в свою ФДИ, и на этом основании подменять своего сотрудника, когда тот отлучился или болен.

Проиллюстрируем мысль Елены Неволиной примером. В первую ТФ стандарта включено следующее умение: «проводить анализ методов и способов продвижения лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента…».

Елена Неволина полагает, что на основании данной нормы профстандарта можно перенести этот фрагмент в ФДИ аптечного руководителя, добавив к нему фразу «путем непосредственного участия в их реализации, приемки, хранения и т. д.».

Еще один важный довод против возможных претензий проверяющих. Согласно п. 5 и «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (постановление Правительства РФ от 22.12.

2011 № 1081), у руководителя аптечной организации должно быть либо высшее фармобразование и стаж работы по специальности не менее 3‑х лет, либо среднее фармобразование и стаж по специальности не менее 5‑ти лет, а также наличие сертификата специалиста.

«Понятно, что в данном случае речь идет о стаже работы по специальности „Фармация“, — уточняет Елена Неволина. — Накопив практический опыт по этой специальности, будущий руководитель получает затем дополнительное профессиональное образование по специальности «УЭФ» и приступает к управлению фармдеятельностью».

Елена Неволина также обращает внимание, что в Положении говорится о наличии сертификата, а не сертификатов.

Таким образом, проверяющий — если он знает данную норму Положения и следует ей — обязан понимать, что невозможно стать заведующим аптекой, не пройдя, в частности, через работу первостольником, обладателем сертификата по специальности «Фармацевтическая технология».

Пожелание

С одной стороны, приведенные доводы логичны. С другой — ведь все‑таки штрафуют, потому что аптечные работники нередко имеют дело с инспекторами-крючкотворами.

Отсюда пожелание. У нас ведь уже традиционно повелось — поправлять законы и приказы после их вступления в силу.

Абсурдность ситуации с фактическим запретом держателю сертификата «УЭФ» работать за первым столом почти общепризнана.

Поэтому было бы очень желательно ее исправить, то есть включить первостольные трудовые действия и умения в ПС специалиста по управлению, внеся изменения в приказ № 428н.

И не только для того, чтобы заведующий и его заместитель могли иногда подменить первостольника. Не следует забывать и об аптеках, обслуживающих сельскую местность, малонаселенные районы. Там руководитель и первостольник зачастую представлены в одном лице. Не стоит и им создавать на ровном месте излишние трудности.

Профстандарт или ЕКС

В заключение ответим на вопрос, чем теперь руководствоваться, приказом № 541 об утверждении ЕКС или профстандартом приказа № 428н. Разъяснения Минтруда на сей счет таковы: руководитель самостоятельно определяет, какой из этих актов он использует, за исключением случаев, предусмотренных иными нормативными правовыми актами РФ.

Это, например, означает, что если заваптекой придерживается профстандарта, то он должен соблюдать нормы 541‑го приказа только в той части, в которой в каком‑либо законе, приказе или постановлении имеется на то прямое указание.

Кстати, распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 № 487‑р предусмотрена замена в будущем ЕКС на профстандарты.

Это подтверждает и информация Минтруда, в которой, однако, отмечается, что такая замена будет происходить в течение достаточно длительного периода.

Елена Неволина озвучивает еще один довод отдать предпочтение ПС специалиста по управлению. Должностные обязанности директора в ЕКС прописаны таким образом, как будто речь идет скорее о руководителе вообще, а не конкретно фарморганизации.

«Преимущество профстандарта не только в том, что в нем трудовые функции, действия и т. д.

изложены более подробно, — подчеркивает Елена Неволина, — но и в том, что из их содержания однозначно следует, что это стандарт руководителя именно фарморганизации».

Что ж, два приведенных обстоятельства свидетельствуют в пользу того, что профстандарт более актуален. Еще бы внести в него изменение, о котором говорилось выше… С надеждой ждем новостей от разработчиков.

Источник: Журнал «Катрен-стиль», выпуск: №162, июль 2017

Источник: http://www.aptekiguild.ru/press?id=488

Фармацевт на пятерку

Как ввести профстандарты на предприятии фармацевтической отрасли?

На общественное обсуждение выложен профессиональный стандарт «Фармацевт» — Самвел Григорян выделил самое интересное в новом документе

Так иногда бывает перед Новым годом — из недр того или иного регулятора «выстреливается» целый пакет проектов нормативно-правовых актов. На этот раз речь идет о стандартах.

В декабре Министерство труда и социальной защиты РФ выставило на общественное обсуждение сразу несколько проектов приказов, содержащих профессиональные стандарты «Фармацевт», «Фармацевтический инспектор», «Специалист по фармаконадзору» и т. д.

Об утверждении профессионального стандарта «Фармацевт»

Как вы помните, ранее в 2016 г. был утвержден профессиональный стандарт «Провизор». Теперь взялись за фармацевтов. Заметим также, что в этом году в отрасли начался, можно сказать, исторический процесс — аккредитация специалистов. Пока это коснулось провизоров-выпускников; до фармацевтов и прочих провизоров дело дойдет позже.

Понятно, что работодатели и те, кто входит в аккредитационную комиссию — то есть, проще говоря, допускают выпускников до работы — нуждаются в критериях, по которым можно оценить знания, умения и трудовые навыки провизоров и фармацевтов. Профессиональные стандарты и представляют собой набор таких критериев.

Профессиональный стандарт (ПС) «Фармацевт» составлен приблизительно также, как и ПС «Провизор». Те, кто читал нашу публикацию о последнем, заметят много общего.

ПС «Фармацевт» довольно объемный, и в рамках одной статьи его не охватить. Постараемся сделать его обзор, обратив внимание на наиболее примечательные моменты.

Также ответим на вопрос, являются ли нормы данного стандарта рекомендательными или обязательными.

Три команды, или Саморегуляция в действии

В первом разделе профессионального стандарта «Фармацевт» 2017 содержатся общие сведения, например, виды экономической деятельности, к которым относится деятельность фармацевта. Это:

  • оптовая торговля фармпродукцией;
  • розничная торговля лекарственными средствами;
  • розничная торговля изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах;
  • деятельность по складированию и хранению.

Возможно, эти формулировки, вместе взятые, звучат архаично, не очень гармонично. Но создатели ПС здесь не причем — они вынуждены использовать те фразы, которые применяются в ОКВЭД — Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.

Кстати, раз уж мы упомянули создателей ПС «Фармацевт»… Ответственной организацией-разработчиком этого проекта является Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООР РСПП).

В разработке стандарта также участвовали: Союз «Национальная Фармацевтическая Палата», Некоммерческое партнерство содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия», Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М.

 Сеченова, Российский университет дружбы народов.

Чем примечателен такой набор разработчиков? Первое — в него входят структуры, представляющие работодателей, то есть тех, кто нанимает фармацевтические кадры, которые должны соответствовать стандартам.

Второе — в его составе имеются профессиональные объединения, представляющие специалистов отрасли. Это те, кто нанимает кадры, но и сами являются кадрами.

И третье — в числе разработчиков присутствуют учреждения фармобразования, иначе говоря, те, кто готовит кадры.

Таким образом, всё очень логично — новый профессиональный стандарт «Фармацевт» создан тремя самыми заинтересованными в качестве фармспециалистов профессиональными командами. Чем не пример саморегуляции отрасли, о которой мы много говорим, и которая нам представляется чем‑то за далекими горами? А вот она, пожалуйста, уже работает.

На пятерочку

Второй раздел стандарта содержит описания трудовых функций, отдельно по различным видам деятельности.

Отметим, что среди этих функций — кроме привычных «оптовая торговля лекарственными средствами», «розничная реализация и отпуск…», «хранение лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента», «приемочный контроль…» — присутствуют также: «фармацевтическое консультирование»; «подготовка помещений фарморганизации»; «оформление документации по учету реализации лекарственных препаратов». А в случае с рецептурно-производственными отделами аптек — также «изготовление лекарств по индивидуальным прописям врачей, требованиям медицинских/ветеринарных организаций плюс оформление сопутствующей этому процессу документации».

В одной из граф этого раздела указан и необходимый уровень/подуровень квалификации фармацевта по перечисленным трудовым функциям в соответствии с утвержденными Министерством труда и социальной защиты «Уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (приказ № 148н от 12.04.2013 г.). Это весьма высокий уровень — пятый.

Характеристики этого уровня также содержатся в приказе. Конечно, они носят общий характер, но, тем не менее, приведем их, поскольку они являются составляющими системы стандартов.

В частности, работа «на пятерочку» (5‑й уровень квалификации) означает, что фармацевт должен быть готов к самостоятельной деятельности по решению практических задач, нести ответственность за их решение, за результат деятельности аптечной команды. То есть исключительно исполнителем его назвать нельзя.

Характер требуемых знаний и умений фармацевта предполагает также: выбор способов решения в изменяющихся условиях рабочей ситуации; контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, самостоятельный поиск необходимой информации.

Пути достижения требуемого уровня квалификации триедины: образовательные программы среднего профобразования; дополнительные профессиональные программы; практический опыт.

Ценны они только в совокупности — большой прогресс в одном не заменит отсутствия другого.

Функции фармацевта

В разделе III ПС «Фармацевт» раскладываются по полочкам трудовые функции фармацевта. Предваряет это перечисление отдельное указание особых условий допуска фармацевта к работе:

  • прохождение обязательных медосмотров, как предварительных (то есть при приеме на работу), так и периодических;
  • наличие сертификата специалиста или (когда система аккредитации дойдет и до фармацевтов) свидетельства об аккредитации специалиста.

Теперь перечислим указанные в стандарте трудовые функции фармацевта:

  • подготовка помещений фарморганизации;
  • фармацевтическое консультирование (!);
  • розничная реализация и отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента;
  • оформление документации по учету реализации лекарственных препаратов;
  • оптовая торговля лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента;
  • приемочный контроль в фарморганизации;
  • хранение лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента в фарморганизации;
  • (для аптек с рецептурно-производственными отделами) изготовление лекарственных препаратов по индивидуальным прописям врачей и требованиям медицинских организаций;
  • (для аптек с рецептурно-производственными отделами) оформление документации по изготовлению и лекарственной формы.

Вышеперечисленное — это свод того, что фармацевт должен уметь делать, то есть свод его обязанностей, направлений деятельности. Особо выделим наличие в этом списке фармконсультирования.

Как уже показал предыдущий опыт создания ПС «Провизор», разработчики профессиональных стандартов — в частности, из‑за стремления повысить эффективность и престиж профессии, а также из‑за непрекращающихся попыток гигантов продовольственного ритейла приобщиться к фармрознице — твердо убеждены в необходимости повышения роли консультативной функции в работе фармспециалистов и последовательно реализуют это в нормотворчестве. Также обращаем внимание руководителей аптек на роль фармацевта в подготовке помещений фарморганизации и его участие в документообороте.

Всё это вовсе не означает, что конкретный фармацевт в конкретной аптеке должен осуществлять все перечисленные функции, вместе взятые. В соответствии с внутренними нормами фарморганизации, включая трудовой договор, он может исполнять только часть этих обязанностей/направлений деятельности.

Но! Принятие ПС «Фармацевт» будет означать, что каждый фармацевт должен быть готов — то есть обладать необходимыми знаниями, навыками и умениями — к осуществлению всех перечисленных функций (за исключением, конечно, функций, связанных с изготовлением, если речь не идет об аптеках с рецептурно-производственными отделами).

192‑рукий

По каждой из перечисленных трудовых функций в стандарте указаны трудовые действия фармацевта, необходимые знания и умения. Их очень много. Если не считать рецептурно-производственных функций, то трудовых действий фармацевта в ПС в общей сложности 52. Необходимых умений — 56, необходимых знаний — аж 84. В совокупности — 192.

Как на всё это может хватить двух рук и одной головы, непонятно (шутка). Но не стоит впадать в уныние от цифр и отчаиваться. Большинство из этих составляющих трудовых функций на практике хорошо известны нашим фармацевтам, можно сказать, ими давно освоены. Другое дело, что их необходимо постоянно совершенствовать, то есть осуществлять на уровне, соответствующем современным требованиям.

Что здесь можно порекомендовать… Во-первых, фармацевтам и руководителям аптечных организаций следует внимательно изучить все 192 пункта: первым — чтобы знать, что с них могут потребовать исполнять на работе; вторым, соответственно, — чтобы знать, что можно потребовать и ждать от фармацевта.

В связи с этим сразу отметим, что стандарты носят не рекомендательный, а обязательный характер — это мы уже подчеркивали, когда рассказывали про ПС «Провизор». То есть данными умениями и знаниями фармацевт обладать должен, а действия осуществлять обязан.

Основания для такого вывода следующие. В письме от 04.04.

2016 № 14–0/10/13–2253 Министерства труда и социальной защиты РФ указано, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования к квалификации работников обязательны в случаях, если они установлены Трудовым кодексом и другими федеральными законами РФ.

Для провизоров же и фармацевтов профессиональные стандарты обязательны по той причине, что требования к их квалификации установлены Федеральным законом от 21.11.2011 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Вытащим слово из песни

Выделить одно из 192 взаимосвязанных действий, умений и знаний — дело неблагодарное. Всё равно что выкинуть слово из песни или вытащить камень из стены. Здесь нельзя сказать «обратите особое внимание на то или на это» — обратить его надо на всё. И всё же выделим некоторые пункты, имеющие оттенок новизны, и актуальность момента.

Например, в стандарте написано, что фармацевт должен знать положения законодательных и иных нормативных актов, регулирующих обращение лекарственных средств и другой аптечной продукции.

Вопрос: каким образом он может обладать этими знаниями, к тому же постоянно их обновляя? Следя за законодательными изменениями самостоятельно? Сомнительно.

Здесь не обойтись без организации семинаров фарминформации в аптеках, скорее всего, с приглашенными специалистами, знатоками отраслевого права и отраслевой практики. Ибо не все руководители аптек смогут взвалить это информирование на себя.

Из того, что в стандарте связано с фармконсультированием, можно выделить:

  • оказание консультативной помощи по вопросам хранения лекарств и эксплуатации медицинских изделий в домашних условиях, правилам приема препаратов с учетом взаимодействия с другими препаратами;
  • работу по выявлению на основании обращений граждан незарегистрированных побочных действий (другими словами, участие фармацевта в системе фармаконадзора);
  • учет национальной и конфессиональной принадлежности посетителей при консультировании и отпуске.Согласно ПС, фармацевт должен также владеть методами и приемами предупреждения/урегулирования конфликтных ситуаций. Он должен строить профессиональное общение с соблюдением этических норм, включая профессиональный этикет, и фармацевтической деонтологии.По трудовым функциям «приемочный контроль в фарморганизации» и «хранение…» (см. выше) стоит выделить необходимость присутствия у фармацевта знаний, позволяющих надлежащим образом гарантировать:
  • соблюдение т. н. «холодовой цепи» в отношении термолабильных (в том числе иммунобиологических) лекарственных препаратов;
  • выявление и недопущение к отпуску недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств.

В заключение — следующая мысль. Исходя из изложенного выше, ПС «Фармацевт» и ПС «Провизор» должны стать настольной книгой всех аптечных специалистов. Можно рекомендовать руководителям аптек ознакомить каждого фармацевта и провизора с этими стандартами и держать их вблизи рабочих мест — вдруг понадобится заглянуть, освежить память о своих обязанностях.

Источник: https://www.katrenstyle.ru/articles/journal/pharmacy/farmatsevt_napyaterku

Квалификационные требования для исполнения функционала провизора?

Как ввести профстандарты на предприятии фармацевтической отрасли?

Сегодня в деятельности аптек реализуются требования приказов Минздрава России от 31 августа 2016 г. № 646н и 647н. Данные нормативные акты реализуются через Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. Постановлением РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 в ред. от 2 июля 2017 г.).

Тем не менее возникают ряд вопросов представителей аптечных организаций, которые связанны с кадровым обеспечением. Сегодня существуют проблемы совмещения должностей и профессиональных обязанностей.

Таковым является, например, вопрос о том, могут ли провизоры, имеющие профессиональное образование по специальностям «Фармацевтическая химия и фармакогнозия (ФХиФ)» или «Фармацевтическая технология (ФТ)» занимать руководящие должности аптечной организации, требующие наличия образования по специальности «Управление и экономика фармации»?

И еще чаще встречается проблема со специалистами, которые имеют образование по направлению «Управление и экономика фармации». В связи с кадровыми проблемами, они вынуждены осуществлять функционал провизоров. Другими словами, может ли руководитель стоять за прилавком аптеки и заниматься розничной реализацией лекарств? 

Можно ли работать провизором, имея только сертификат по направлению «Управление и экономика фармации»? 

Минздрав четко занимает позицию в этом вопросе (скачать Письмо от 7 декабря 2017 года) : нет, не может такой специалист вести профессиональную деятельность по профилю «Провизор-технолог» или «Провизор-аналитик». 

Минздрав ссылается на ряд нормативных актов и законов. 

В Федеральном законе от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств» говорится, что физические лица должны иметь среднее или высшее фармацевтическое образование и иметь сертификат специалиста. 

В статье 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» также устанавливаются требования к образованию, к необходимому стажу работы.

Согласно требованиям Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.

2011 № 1081), а также положениям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.

2010 № 541н) и квалификационным характеристикам, специалисты, получившие сертификат по специальности «Управление и экономика фармации», могут занимать одну из должностей руководителей аптечной организации:

– директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

– заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

– заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

Если такой работник будет осуществлять деятельность по профилю «Провизо-технолог» или «Провизор-аналитик», то для этого необходимо получить сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология». 

Квалификационные требования к работникам аптек

Квалификационные характеристики: провизор

Специальность Должность Квалификационные требования
Управление и экономика фармации Директор (заведующий);Заместитель директора (заведующего);Заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;Заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;Заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации. Высшее профессиональное образование по специальности “Фармация”, подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности “Управление и экономика фармации”,Профессиональная переподготовка по специальности “Управление и экономика фармации” руководителей аптечных организаций, стаж работы не менее трех (двух) лет.
Фармацевтическая химия и фармакогнозия(ФХиФ) Провизор-аналитик,Провизор,Старший провизор,Заведующий структурного подразделения (отдела) аптечной организации. Высшее профессиональное образование по специальности “Фармация”, подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности “Фармацевтическая химия и фармакогнозия” без предъявления требований к стажу работы. Для должности «Старший провизор» – 5 лет стажа.
Фармацевтическая технология (ФТ) Провизор-технолог,Провизор,Старший провизор,Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации Высшее профессиональное образование по специальности “Фармация”, подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Фармацевтическая технология”, без предъявления требований к стажу работы. Для должности «Старший провизор» – 5 лет стажа.
Фармация (провизор) Провизор-технолог,Провизор Высшее профессиональное образование по специальности “Фармация”, свидетельство об аккредитации по специальности «Фармация» без предъявления к стажу работы
Провизоры, у которых есть перерыв в работе по специальности более 5 лет, и те, кто изменил профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, назначается на должность провизора-стажера на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки. Стажер провизор может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой провизора, только под руководством провизора, имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

Квалификационные характеристики: фармацевт

Специальность Должность Квалификационные требования
Фармация (фармацевт) Младший фармацевт Среднее профессиональное образование по специальности “Фармация” без предъявления требований к стажу работы.
Фармацевт Среднее профессиональное образование по специальности “Фармация” и сертификат специалиста по специальности “Фармация” без предъявления требований к стажу работы.
Старший фармацевт Среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности “Фармация” и сертификат специалиста по специальности “Фармация” без предъявления требований к стажу работы.
Директор (заведующий, начальник) аптечной организации,Заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации,Заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами,Заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами,Заведующий (начальник) Среднее профессиональное образование по специальности “Фармация” и сертификат специалиста по специальности “Фармация”, стаж работы не менее пяти лет.

Сегодня действуют профессиональные стандарты «Провизор», «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью». В этих стандартах прописаны трудовые функции, требования к образованию, обучению и опыту практической работы. Уже есть проект профессионального стандарта «Фармацевт», который пока не утвержден. 

Помимо этого, действует приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «Номенклатура специалистов» и приказ Минздрава России от 08.10.

2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

В этих нормативных документах указаны требования к уровню подготовки и уровню дополнительного образования – курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Провизор может быть руководителем, а руководитель без сертификата не может быть провизором

Согласно требованиям приказа Минздрава России от 08.10.2015 № 707н провизоры с сертификатами по специальностям «Фармацевтическая технология» или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» могут занимать руководящие должности.

В свою очередь не каждый руководитель может выполнять функции провизора. Для этого необходимо иметь соответствующую профессиональную подготовку и сертификат по направлению «Фармацевтическая технология» или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

За нарушение правил согласно ч. 4 статьи 14.1. КоАП РФ, на физическое лицо будет наложен административный штраф в размере от 4000 до 8000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей может наложен на должностное лицо.

Юридические лица могут быть оштрафованы на 100 000 – 200 000 рублей или организации грозит приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Как получить сертификат провизора?

Здесь на помощь придёт применение приказа Минздравсоцразвития РФ от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

Решающее значение в получении нужного сертификата играет стаж непрерывной профессиональной деятельности по вновь получаемой специальности. Все зависит от того, сколько лет отработал фарм. работник по специальности: более 5 лет стажа или менее 5 лет. Согласно этому у специалистов есть 3 варианта получения сертификата:

Первый вариант: Если у работника стаж деятельности по специальности 10 лет и более, то он может пройти курсы повышения по любой форме обучения с нагрузкой от 100 до 500 часов.

Второй вариант: Если у специалиста стаж работы от 5 до 10 лет, то он должен пройти курсы профессиональной переподготовки объемом свыше 500 часов.  

Третий вариант: Если нет  5 лет стажа, то здесь возможно только обучение в ординатуре. Касательно направления «Управление и экономика фармации», то тут нет требования к стажу и, согласно Приказу 707н, можно пройти курсы переподготовки. 

Рекомендуем ознакомиться с перечнем программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации провизоров и фармацевтов

Источник: https://www.snta.ru/press-center/chto-meshaet-rukovoditelyam-apteki-vypolnyat-funktsional-provizora/

Внедрение профстандартов на предприятии – пошаговая инструкция, план введения

Как ввести профстандарты на предприятии фармацевтической отрасли?

— Организация бизнеса — Кадры — Внедрение профстандартов на предприятии — порядок, план

С 2016 года профстандарты являются обязательными к использованию в ряде организаций.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов является порядок внедрения данных документов на предприятии. Ввиду того, что нормативы являются новшеством в отечественном законодательстве, процесс их внедрения остается не всегда однозначным.

Рекомендуется следовать составленной пошаговой инструкции в оформлении актуальности стандартов.

Основания для внедрения профессиональных стандартов в организации

Начиная с 01.07.2016 г. в действие вступила ст. 195 ТК РФ. В данной статье описывается порядок применения профстандартов.

Так, под профстандартом понимается специализированный норматив, в котором приведены требования к сотрудникам в разрезе их профессиональных навыков и стажа работы. То есть, документом регламентируется набор трудовых функций, которые должен исполнять работник на определенной должности.

Также на сегодняшний день продолжают действовать справочники квалификаций, которые являются предшественниками профстандартов. Предполагается, что в ближайшем будущем стандарты вытеснят справочники. Однако до момента официальной отмены данных документов, использование справочников, как рекомендательных нормативов, не является противоправным.

Основанием для введения профстандартов является наличие необходимой должности, которая закрепляется в документе, а также работа в конкретной отрасли, для которой предусмотрен норматив.

Особенности внедрения профессиональных стандартов на предприятии

Ввод указанных нормативов является сложной процедурой, требующей изучения законодательства. В частности, особенности внедрения стандартов раскрываются в Письме Минтруда РФ «Ответы на типовые вопросы» от 04.04.2016г.

Так, к особенностям внедрения таких документов относится следующее:

  • если профстандарт является обязательным к применению для конкретной должности, на нее запрещается оформлять сотрудника, который не соответствует квалификационным требованиям;
  • в случаях, обозначенных в ст. 57 и ст. 195 ТК РФ, требуется применять стандарты на всех предприятиях, вне зависимости от их формы собственности. Для прочих коммерческих организаций профстандарты носят рекомендательный характер;
  • если в стандарте и в справочнике имеется информация об одной и той же должности, руководитель предприятия имеет право воспользоваться тем документом, который сочтет более уместным;
  • увольнение подчиненного по причине несоответствия его профессиональных данных требованиям профстандарта запрещено. В первую очередь необходимо предоставить субъекту возможность получить дополнительное образование или предложить менее трудную работу;
  • введение на предприятии профстандарта не предполагает корректировок обязанностей сотрудников по умолчанию. Чтобы оформить изменения в исполняемых субъектом функциях, необходимо внедрить профстандарт в организации, ознакомить с ним работника, внести требуемую информацию в должностную инструкцию или деловое соглашение;
  • все нюансы по повышению оплаты труда сотрудника, связанные с введением нового норматива, должны решаться на местном уровне, то есть положениями коллективного или трудового соглашения, а также локальными нормативными документами;
  • если в ходе аттестации сотрудник, не подходящий под квалификационные требования стандарта, покажет нужные результаты, принятие его на должность считается правомерным.

План по внедрению профессиональных стандартов – что это

Для успешного внедрения профстандартов в организации руководитель должен следовать пунктам заранее составленного плана. Такие планы необходимо составлять, исходя из ПП РФ № 584 от 27.06.2016г.

Форма документа не регламентирована законодательно. Практика показывает, что наиболее часто подобные планы составляются в виде таблицы. Исходя из ПП № 584, в плане мероприятий по внедрению профстандарта должна находить отражение следующая информация:

  • список стандартов, используемых в организации;
  • порядок введения указанных нормативов;
  • данные о необходимых корректировках в местных нормативных документах;
  • данные о необходимости проведения дополнительных образовательных программ для служащих, не соответствующих требованиям профстандарта.

Рекомендуется также добавить в план-график внедрения профессиональных стандартов графу об ответственных лицах, несмотря на то, что подобное требование не прописано в законодательстве.

Пошаговая инструкция внедрения профессиональных стандартов

Процесс введения указанных документов в организации проходит по следующим этапам:

  1. Формирование специализированной комиссии, которая будет осуществлять мероприятия по внедрению новых нормативов.
  2. Публикация приказа руководителя компании о введении подобных стандартов в действие. При этом возможно введение как единичного документа, так и сразу комплекса профстандартов.
  3. Оформление специального плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в учреждении. Дальнейшие действия также необходимо осуществлять в соответствии с пунктами данного документа.
  4. Изучение положений вводимых профстандартов. В частности, необходимо детально ознакомиться с квалификационными требованиями, приводимыми в документе к конкретным должностям.
  5. Осуществление ознакомительной беседы с коллективом по вопросам введения профессиональных стандартов.
  6. Детальный анализ штатного расписания. Основной целью данного пункта является группировка сотрудников, чьи должности попадают под регламент стандарта.
  7. По факту выявления всех подчиненных, которые являются подведомственными профстандарту, требуется изучить их трудовые соглашения и проанализировать их.
  8. Выявление показателей эффективности осуществляемого труда для подчиненных из предыдущих пунктов.
  9. В случае необходимости, внесение корректировок в положение об оплате труда.
  10. Также, если сотрудник не обладает достаточной квалификацией для продолжения исполнения своих обязанностей на конкретной должности, его следует направить на курсы повышения квалификации или для изучения дополнительных образовательных программ.
  11. Исходя из вводимого профстандарта, следует пересмотреть перечень исполняемых субъектами функций и, если это требуется, конкретизировать новый список трудовых обязанностей. Помимо этого, также требуется откорректировать положения относительно порядка оплаты труда.
  12. Оформление трудовых соглашений для подчиненных, чьи должностные функции попадают под регламент норматива.
  13. Пересмотр должностных инструкций. Подразумевается внесение в них корректировок, а также повторная публикация со всеми изменениями. Нередко руководители составляют новые должностные инструкции, полностью исходя из требований профстандарта.
  14. Далее следует поставить в известность сотрудников, чьи должности попадают под действие документа, а также о внесенных изменениях в должностные инструкции.
  15. В случае необходимости, со всеми подчиненными следует заново подписать трудовые соглашения.

Приказ о внедрении профстандартов

Приказ руководителя является отправной точкой в процессе внедрения профессиональных стандартов на предприятии. Регламентированной формы указанного распоряжения на данный момент не предусматривается. Однако, данный приказ, как и все прочие, должен соответствовать общим требованиям составления локальных распоряжений:

  1. На официальном бланке фирмы, в верхней части листа, должно располагаться название документа и заголовок. Таким образом, на бланке необходимо указать: «Приказ о введении профстандартов».
  2. Во вступительной части документа необходимо отобразить правовую базу, которая стала основанием для введения подобных документов.
  3. Основной текст представляет собой волеизъявление управленца. В частности, необходимо сформулировать распоряжение о создании специализированной комиссии. Требуется привести полный список членов комиссии, их ФИО и должности.
  4. Далее прописывается положение, в соответствии с которым утверждается план внедрения профстандартов.
  5. При необходимости руководитель также распоряжается о формировании аттестационной комиссии.
  6. Итоговой частью основного текста становится обозначение ответственного лица за исполнение распоряжения.
  7. В конце руководитель заверяет приказ своей подписью.

По факту составления приказа он должен быть принят к учету в Журнал приказов. Там документу отводится личный номер и прописывается дата его оформления.

Все лица, указанные в приказе, должны быть ознакомлены с текстом документа под расписку.

Нюансы, которые сопутствуют вводу профессиональных стандартов в организации

При нововведениях законодательства всегда существует множество вопросов. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся проблемные аспекты введения в действие профстандартов на предприятии.

Так, распространенным нюансом является вопрос о несоответствии наименования конкретной должности в практической деятельности и ее названия в профстандарте. Решить данную проблему можно с помощью следующих вариантов:

  1. Сделать соответствующий запрос в локальное отделение Министерства труда РФ, с прошением о предоставлении рекомендаций по данному вопросу.
  2. Применять положения документа в тех ситуациях, когда это не является противоречием закону. Например, если сотруднику компании предстоит досрочное оформление пенсионного отпуска, то государственными структурами будут рассматриваться квалификационные справочники. Это означает, что использование положений профстандарта до момента оформления пенсии не должно противоречить сведениям из справочника.

Также актуальным вопросом является увольнение по причине несоответствия сотрудника требования профстандарта. Так, до момента увольнения, руководитель должен обеспечить такие варианты:

  1. Предоставление сотруднику более легкой должности.
  2. Направление на курсы повышения квалификации. Например, медики подтверждают актуальность своих знаний каждые пять лет.

При этом уволить сотрудника в данных обстоятельствах можно только по факту проведения  , а также его согласия на увольнение при нежелании переходить на другую работу или получать дополнительное образование.

Помимо прочего, если руководитель компании не вводит в действие профстандарты там, где подобная необходимость установлена законом, для компании предусматривается привлечение к ответственности.

В частности, используются положения ст. 5/27 КоАП РФ:

  1. Штраф для должностных субъектов составит от 1000 до 5000 руб.
  2. Штраф для частных предпринимателей также составит от 1000 до 5000 руб.
  3. Штраф для компаний предусматривается более серьезный – от 30.000 до 50.000 руб.

При выявлении первичного нарушения штраф не является строго обязательным. Правомерно выставление предупреждения. При повторном нарушении руководителя неизбежно ожидает штрафная санкция.

Таким образом, внедрение профессиональных стандартов является необходимой процедурой, имеющей множество нюансов. Для их успешного разрешения настоятельно рекомендуется изучить правовую базу данного вопроса, а также, по возможности, получить консультацию сотрудника Минтруда РФ. (31 голос., 4,90 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/vnedrenie-profstandartov-na-predpriyatii-poryadok-plan.html

Центр права
Добавить комментарий