Как проводится обучение на рабочем месте?

Содержание
  1. Обучение на рабочем месте: реальный результат при минимальных затратах | Читайте статьи журнала Директор по персоналу
  2. Обучение на рабочем месте: плюсы и минусы
  3. Преимущества обучения на рабочем месте
  4. Минусы обучения сотрудника на рабочем месте
  5. Методы обучения сотрудников на рабочем месте
  6. Как организовать обучение на рабочем месте?
  7. Обучение персонала на рабочем месте? Легко!. Статья. Все Тренинги .ру
  8. Баддинг
  9. Шедоуинг
  10. Секондмент (ротации)
  11. Коучинг
  12. Обучение и проверка знаний по охране труда: порядок
  13. Кто организует обучение
  14. Кто проходит обучение
  15. Инструктаж или обучение?
  16. Проверка знаний
  17. Обучение на производстве: с чего начать и как не заблудиться
  18. Правило первое «Без паники!»
  19. Правило второе: «Не заплутай еще больше!»
  20. Правило третье: «Язык до Киева доведет!»
  21. Правило четвертое «Обратись к стражу порядка!»
  22. Правило пятое «Найди других туристов!»
  23. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда
  24. Проверка знаний работников и допуск к самостоятельной работе
  25. Проведение обучений по охране труда и проверка знаний для руководителей и специалистов

Обучение на рабочем месте: реальный результат при минимальных затратах | Читайте статьи журнала Директор по персоналу

Как проводится обучение на рабочем месте?

Обучение на рабочем месте не требует больших финансовых вложений. Но непрерывность процесса позволит компании обеспечить профессиональный рост сотрудников и сохранять высокую конкурентоспособность. Читайте в статье, как организовать обучение на рабочем месте.

Обучение на рабочем месте: плюсы и минусы

За счет внутренних резервов предприятие способно обеспечить такие виды обучения на рабочем месте, как:

Подготовку персонала. Проводится, когда сотрудникам требуется получить новые навыки, знания для выполнения дополнительных задач.

Переподготовку. Проводится, когда работники получают новую профессию, специальность. Переподготовка потребуется и когда изменились требования к специальности, занимаемой должности.

Повышение квалификации. Этот вид обучения проводится когда изменились квалификационные требования к профессии, должности. Необходимо, когда сотрудник переходит на следующую ступень карьерной лестницы. Это приобретение дополнительных знаний, умений и навыков с целью профессионального роста.

Перечисленные виды обучения проводятся и с отрывом от производства.

Многие предприятия организуют производственное обучение на рабочем месте, когда обучаемые сотрудники продолжают работать и выполнять должностные обязанности.

В первом случае привлекаются внешние профессиональные преподаватели, коучи и тренеры. Во втором — в качестве преподавателей чаще привлекают опытных и квалифицированных сотрудников компании.

Преимущества обучения на рабочем месте

К преимуществам обучения на рабочем месте относятся:

  1. Снижается зависимость компании от внешних факторов, это положительно влияет на капитализацию предприятия.
  2. Организация обучения на рабочем месте требует меньших финансовых вложений, на выделенный бюджет можно обучить большее количество сотрудников.
  3. График занятий составляется с учетом производственного расписания, процесс обучения не мешает работе.
  4.  При необходимости сотрудники в любое время смогут получить дополнительную консультацию у наставников и внутренних консультантов, даже если обучение уже завершено.
  5. Обучение персонала на рабочем месте организуется по программам, составленным с учетом специфики компании. Полученные знания сотрудники сразу же применяют в работе.
  6. Для внутренних консультантов проведение мастер-классов и тренингов — дополнительная нагрузка. Но преподавательская деятельность может стать для них дополнительным мотивирующим фактором и позволит реализовать себя в новой области.

Минусы обучения сотрудника на рабочем месте

К недостаткам такой формы обучения относятся:

  1. Недостаточный преподавательский опыт наставников и внутренних консультантов, их неумение доходчиво подать материал.
  2. Обучение на рабочем месте ограничивает обмен опытом и не гарантирует, что полученные навыки и знания — передовые и правильные.
  3.  В случае производственной необходимости занятия могут прервать, а преподавателя или сотрудника — отозвать на неопределенное время.

Методы обучения сотрудников на рабочем месте

Таблица. Основные методы обучения на рабочем месте

Наименование метода Цель
Производственный инструктаж Новичок получает общее представление о компании, продукции, применяемых технологиях. Помочь новому сотруднику быстрее адаптироваться.
Копирование Новый работник повторяет действия более опытного сотрудника. Научить новичка стандартным производственным операциям.
Наставничество К новому работнику прикрепляется наставник, который курирует его работу и консультирует его. Обучение и контроль правильности выполнения работы.
Ротация Сотрудник временно меняет место работы, чтобы обучиться новой профессии. Повышение квалификации, изучение смежного опыта.
Делегирование Сотрудник получает расширенные полномочия и права. Повышение квалификации, мотивации, вовлеченности.
Метод усложняющихся заданий Работник получает задания, степень сложности которых постоянно повышается. Повышение квалификации, мотивации, вовлеченности.
Работа в проектных группах Временное сотрудничество в рамках выполнения проекта под руководством квалифицированного руководителя. Развитие профессиональных и личных компетенций.

Приведенный в таблице перечень не полон, методология обучения на рабочем месте постоянно расширяется.

Так, новыми методами обучения персонала на рабочем месте являются TWI-методы. Аббревиатура составлена тремя словами: Training Within Industry (TWI).

С английского это можно перевести как «обучение через действие». Методика, разработанная HR-менеджментом компании Toyota, основывается на четких алгоритмах.

Используя их, руководители подразделений обучают новичков и помогают им адаптироваться быстро и безболезненно.

Обучение нового сотрудника на рабочем месте по методике TWI проходит в четыре этапа, повторяющих последовательность адаптации:

  1. Производственный инструктаж.
  2. Знакомство с методами и технологией работы.
  3. Взаимоотношения по работе.
  4. Разработка индивидуальной программы обучения.

Этот метод обучения работника на рабочем месте требует финансовых и временных затрат, но в результате среди новых работников:

  • снижается количество ошибок и производственного брака;
  • повышается мотивация, лояльность и вовлеченность в производственный процесс;
  • сокращается время на адаптацию.

Как организовать обучение на рабочем месте?

Обучение в любой форме потребует финансовых затрат. Чтобы убедить руководство, изучите потребность, сделайте расчеты и обоснуйте их.

Если компания решила проводить обучение на рабочем месте, при разработке системы обучения необходимо соблюсти формальности:

Разработайте положение об обучении персонала, закрепите в нем цели, формы и методы обучения.

Составьте план проведения обучения и утвердите его приказом.

Разработайте индивидуальные и групповые программы обучения с учетом результатов аттестации, иных оценочных мероприятий.

Актуализируйте должностные инструкции с учетом профессиональных стандартов и новых компетенций, которые сотрудники приобретут после обучения на рабочем месте.

Разработайте положение о формировании и обучении кадрового резерва, если такое решение будет принято руководством компании.

Руководителей подразделений и тех сотрудников, которые будут исполнять функции кураторов и наставников, направьте на курсы, организуйте их обучение с привлечением внешних тренеров и коучей.

Вывод

Обучение на рабочем месте с использованием внутренних резервов компании позволит минимизировать затраты. Оно эффективно, когда речь идет о новых сотрудниках. Неизбежные финансовые вложения окупятся за счет уменьшения количества брака и сокращения сроков адаптации.

Источник: https://www.hr-director.ru/article/67176-obuchenie-na-rabochem-meste-18-m6

Обучение персонала на рабочем месте? Легко!. Статья. Все Тренинги .ру

Как проводится обучение на рабочем месте?

Вопрос обучения сотрудников всегда важен, если компания хочет развиваться и получать больше прибыли. В сегодняшней статье о методах обучения персонала и сферах их применения.

Вы уже слушали про модель обучения “70-20-10”. Напомним, что согласно данной модели, обучение из аудиторных классов, перемещается на рабочие места в форме проектной деятельности (20%), в форме обучения на рабочем месте в режиме здесь и сейчас (70%).

Многие наши клиенты спрашивают, как обучать сотрудников, что делать, чтобы на рабочих местах организовать процесс качественного обучения? Начнём с того, что обучение должно строиться под контролем и руководством опытного эксперта, который сможет направить процесс в нужное русло, поможет уйти от неконструктивных идей.

В компании “Арт Бизнес Консалтинг”, когда мы ведём проект развития, мы организуем несколько форм обучения на рабочем месте.

Баддинг

Метод обучения, основанный на предоставлении друг другу информации и (или) установлении объективной и честной обратной связи. Баддинг подразумевает поддержку в достижении целей (личных или корпоративных), а также в приобретении новых навыков.

При баддинге с человеком устанавливается обратная связь, как при оценке по системе “360 градусов”, с тем отличием, что в данном случае он общается ежедневно только с одним человеком. Баддинг отличается от наставничества или коучинга полным равноправием участников.

Советы, рекомендации и иная информация передаются в двустороннем порядке.

Шедоуинг

Или наблюдение за процессом работы. Новичок проводит рабочее время вместе с опытным сотрудником — ходит на переговоры, готовит документы, следит за тем, как в подразделении планируется работа. Словом, учится в работе. Шедоуинг не подменяет тренинги.

Компания Boing вписала шедоуинг в программу развития лидеров. Каждого участника попросили написать эссе, в котором нужно было ответить на два вопроса — “Что значит лидерство лично для вас?” и “Почему вы хотите стать менеджером?”.

По этим эссе группа экспертов оценила мотивацию соискателей. Затем с кандидатами провели короткие интервью и попросили их пройти психометрическую диагностику.

Всем, кто остался после отсева, предложили трёхнедельный курс шедоуинга, а после — восемь месяцев работы на менеджерской позиции. Потом из назначили на руководящие должности.

Секондмент (ротации)

Выделяют внутренний секондмент, когда сотрудник внутри своей компании может перемещаться и работать в других отделах, и внешний секондмент, как стажировки в другие компании, в том числе и в других странах.

Часто, данная форма обучения внедряется в виде ротаций и обмена сотрудников.

Важно, чтобы компания, в которую планируют направить сотрудника, не была конкурентом и лояльно относилась к данному виду обучения, иначе, качество обучения резко снизится.

Коучинг

В нашей компании коучинг рассматривается в более широком смысле, нежели просто организация самостоятельного поиска решений через вопросы коуча. В коучинг мы включаем:

  • Тренерство, как отработку, тренировку навыков и выход на результат.
  • Тюьтерство, как процесс организации обучения — планирование, контроль, координация учащихся.
  • Наставничество, в процессе которого эксперт делиться своими знаниями и опытом, сопровождает процесс получения практического опыта сотрудниками.
  • И, наконец, сам коучинг, как процесс изменения убеждений и ценностей через переосмысления своего отношения к рабочим процессам, целям и задачам, которые встают перед сотрудником.

В завершение, ещё раз обращаю внимание на то, что обучение сотрудников под руководством экспертов подтверждает свою эффективность за счёт дополнительно контроля и мотивации сотрудников. Эксперты компании Арт Бизнес Консалтинг будут рады помочь Вам и Вашей компании стать эффективнее!

В настоящий момент в корпоративном обучении наблюдается одна из тенденций: обучение “уходит” на рабочие места, становится “микрообучением” Сегодня мы расскажем о модели обучения “70-20-10”, которая позволяет сделать развитие навыков максимально прикладным.Цель практически любого обучения в бизнес-сфере —… Читать дальше Часто слышу от руководителей:
  • “Мне очень нужна требовательность и жёсткость. Пжлст помогите научиться требовать результат от своих сотрудников”.
  • “Мне сложно сказать “нет” сотрудникам в вопросах изменения их материальной мотивации, бонусов. Например, у меня есть сотрудник, который приходил на один… Читать дальше
Евгений Семенович Орлов(США) Говорят, что хороших тренингов мало. Впрочем, то же можно сказать о чём угодно:
  • хороших книг мало (меньше, чем плохих);
  • хороших фильмов мало;
  • хорошие авторы реже встречаются, чем посредственные.

Некоторые вещи нравятся одним и не нравятся другим. Может ли один и тот же тренинг нравится одним и не… Читать дальше

Павел Ключников(Кемерово) В своей работе я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда руководители используют различные методики и способы оценки кандидатов, при этом оставаясь недовольными их результатами. Я думаю, что это происходит в тех ситуациях, когда к подбору относятся как к тактической задаче, забывая о её стратегической… Читать дальше
Елена Леонидовна Реентова(Краснодар) Начиная строить карьеру бизнес-тренера многие задаются целью достичь своей вершины. Уровень вершины может быть очень разным, как и длина пути к её достижению.Фактически стать бизнес-тренером сегодня можно получив стандартное образование, прослушав цикл или курс. Практика показывает, что для того… Читать дальше
Галина Сартан (Москва) Согласитесь, прежде, чем делать команду, важно в самом начале для себя определить, а что такое команда. От этого зависит и то, что построим в итоге.Часто происходит путаница, когда под командой начинают понимать всю компанию. Мы разделяем эти понятия… Читать дальше

Источник: https://VseTreningi.ru/articles/obuchenie_personala_na_rabochem_meste_legko/

Обучение и проверка знаний по охране труда: порядок

Как проводится обучение на рабочем месте?

Основным документом в вопросах охраны труда является, конечно же, Трудовой кодекс.

В нем прямо обозначены обязанности как работодателя «обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда» (ст. 22 ТК РФ), так и работника — «соблюдать все требования по охране труда» (ст.

 21 ТК РФ). Принципы охраны труда, порядок организации необходимых мероприятий, в том числе обучения, подробно изложены в отдельном разделе X (ст. 209–231).

Кроме Трудового кодекса РФ, разработаны федеральные законы, приказы и постановления, подзаконные нормативные акты. Они устанавливают конкретные требования и стандарты, которые следует использовать при организации профильных мероприятий и разработке локальной документации. Особое внимание обратите на следующие документы:

Кто организует обучение

Согласно ст. 217 ТК РФ, если численность сотрудников превышает 50 человек, организация обязана создать у себя службу по охране труда или ввести в штат профильного специалиста. И в этом вопросе можно опираться на Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Если количество работников меньше 50, руководитель вправе возложить эти функции на кого-то из сотрудников.

В любом из этих случаев уполномоченные сотрудники обязаны:

  • разрабатывать программы обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя;
  • проводить вводный инструктаж по охране труда со всеми, кто устраивается на работу, командированными, стажерами и пр.;
  • организовывать обучение по охране труда работников организации и ее руководителя по утвержденному графику;
  • участвовать в работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

Решение создать службу охраны труда или возложить эти функции на кого-то из сотрудников должно быть оформлено документально. Кадровая служба готовит целый ряд локальных нормативных актов. В их числе:

— приказ об организации службы охраны труда;

— приказ о возложении обязанностей инженера по охране труда на специалиста;

— положение об охране труда;

— должностные инструкции работников службы охраны труда;

— перечень профессий и должностей, проходящих обучение и проверку знаний по охране труда и пр.

Любые приказы по охране труда оформляйте в Контур-Персонале

Есть и еще один вариант — заключить гражданско-правовой договор с организацией, оказывающей вышеперечисленные услуги (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Кто проходит обучение

Обучение по охране труда, согласно ст. 225 ТК РФ, должны проходить все без исключения работники организации:

  • руководители, в том числе работодатели — индивидуальные предприниматели;
  • специалисты;
  • рабочие.

Те, кто не прошел обучение, не могут быть допущены к выполнению своих трудовых обязанностей.

Важно! Работник, который не прослушал обучающий курс не по своей вине, должен быть отстранен от работы, а организация обязана оплатить этот период как простой по вине организации (ч. 1, 3 ст. 76 ТК РФ).

Инструктаж или обучение?

В зависимости от профиля работы и занимаемой должности работники могут осваивать разные программы. Наиболее распространенный вид обучения — инструктаж. Его проходят все сотрудники без исключения.

Выделяют несколько видов инструктажа.

1. Вводный — для всех принимаемых на работу, а также откомандированных сотрудников сторонних организаций, то есть всех, кто связан с производственной деятельностью. Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом руководителя возложены эти обязанности.

2. Первичный на рабочем месте — это инструктаж для всех новых сотрудников, постоянных и временных, для переведенных из соседнего подразделения и откомандированных из других организаций, а также для тех, у кого случился значительный перерыв в трудовой деятельности. Первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель работника: мастер, прораб, преподаватель и пр.

3. Повторный — проводится для всех сотрудников не реже одного раза в шесть месяцев по тем же программам, что и для первичного инструктажа на рабочем месте.

4. Внеплановый — этот вид обучения связан с принципиальными изменениями, которые влияют на выполнение сотрудником трудовых функций. Это может быть изменение законодательства, смена оборудования или технологических процессов. Внеплановый инструктаж проводят также при выявленных случаях грубого нарушения работником требований охраны труда.

5. Целевой — потребность в целевом инструктаже возникает, когда речь идет о ликвидации последствий аварий (стихийных бедствий), о разовых работах и о тех видах деятельности, на которые требуется наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы.

Для представителей рабочих специальностей работодатель обязан провести дополнительное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. Это касается новых сотрудников и тех, кто переводится на другую работу.

Обучение следует провести в течение месяца после приема/перевода на работу.

Порядок и периодичность такого обучения, а также формат проверки знаний у работников рабочих профессий устанавливаются работодателем с опорой на нормативно-правовые акты, которые регулируют безопасность тех или иных видов работ (Постановление № 1/29 от 13.01.2003).

Отдельное обучение должно быть организовано для руководителя организации, его заместителей, заместителей главного инженера по охране труда, а также для специалистов служб охраны труда или работников, на которых работодатель возлагает обязанности организации работы по охране труда. Срок тот же — не позднее одного месяца с момента трудоустройства или назначения на должность.

Важно! Обучение охране труда руководителей и специалистов организации включено во все курсы повышения квалификации по специальности, которые проводятся в институтах и на факультетах повышения квалификации.

Важно! Обучение охране труда руководителей и специалистов организации включено во все курсы повышения квалификации по специальности, которые проводятся в институтах и на факультетах повышения квалификации.

Проверка знаний

Каждый инструктаж должен завершаться устным опросом по приобретенным работником знаниям и навыкам безопасных приемов работы.

У представителей рабочих специальностей проверку знаний проводит непосредственный руководитель.

У специалистов и руководителей — специальная комиссия из сотрудников, которые получили соответствующее разрешение в вышестоящей организации или в специализированном учебном заведении.

Аттестация руководителей и специалистов проводится не реже чем один раз в три года, а рабочих — не реже одного раза в год.

В состав комиссии по проверке знаний входит не менее трех человек: руководитель организации и/или структурного подразделения, главный специалист (технолог, механик, энергетик и т.д.

) и обязательно специалист службы охраны труда (Типовое положение о комиссии по проверке знаний в сфере безопасности и охране трудовой деятельности).

Членами комиссии могут быть только те, кто прошел обучение и проверку знаний по охране труда в установленном порядке.

Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению № 1 к Порядку обучения и проверки знаний сотрудников в части безопасности профессиональной деятельности и охраны труда.

Важно! Cотрудник, не сумевший успешно пройти проверку знаний после обучения, обязан повторить попытку в срок не позднее одного месяца.

Проведенные инструктажи и обучения, а также результаты аттестаций и опросов должны быть зарегистрированы в журналах и при необходимости в наряде-допуске на производство работ. Журналы в обязательном порядке прошиваются и нумеруются. Формы и порядок их ведения утверждены ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Требование обеспечить сотрудникам безопасные условия труда касается всех без исключения работодателей. Эта сфера деятельности предприятий имеет множество составляющих и достаточно строго регламентирована.

Но при этом трудовое законодательство предоставляет разные варианты организации работы по охране труда. Руководителю предприятия следует выбрать подходящий вариант, ознакомиться с нормативной документацией и внимательно относиться к требованиям ТК РФ и законодательных актов.

А облегчить оформление необходимых документов помогут современные системы автоматизации.

Источник: https://kontur.ru/articles/4740

Обучение на производстве: с чего начать и как не заблудиться

Как проводится обучение на рабочем месте?

Руководитель учебного центра на производственном предприятии должен обладать большим массивом информации из разнообразных источников: государственных органов, образовательных учреждений и, конечно, непосредственно от самих рабочих. Важно понять цели и задачи обучения на производстве. С чего начать? Читайте в новой статье.

Когда я впервые пришла работать на производственное предприятие руководителем учебного центра, чувствовала себя словно турист, заблудившийся в чужой стране, в незнакомом городе.

Всё было не так, как в прошлом опыте руководителя государственного образовательного учреждения, не так, как читала в книжках, не так, как меня учили в институте и на курсах повышения квалификации.

Сколько новых слов и понятий обрушилось на меня: «атомка», Ростехнадзор, НАКС, охрана труда, ядерная безопасность, ПНАЭГ и т.д. Как в этом разобраться?!

Посещая специализированные конференции по вопросам управления персоналом, я воспринимала докладчиков как гидов, проводивших экскурсии по HR-достопримечательностям.

Опытный проводник, с улыбкой, обращается к группе туристов, в горах:

— Смотрите, это опасное место. Осторожно, не сорвитесь. Ну, а если уж это случилось, то, падая, обязательно посмотрите направо — редкой красоты пейзаж!

В интернете много рекомендаций для заблудившихся туристов. Мне понравилась памятка «Что взять с собой, если Вы намерены заблудиться»: обязательно понадобится карта и фонарик.

Некоторые правила подходят и для начинающего руководителя, которому доверили настроить процесс обучения производственного персонала. Остановлюсь на пяти из них.

Остальные прочтите в интернете и при желании адаптируйте под себя.

Правило первое «Без паники!»

Говорят, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Чтобы почувствовать себя уверенней в новом месте, в первую очередь возьмем управление в свои руки, оглядимся вокруг и найдем ориентиры.

Туристам-«потеряшкам» рекомендуют определить местонахождение по карте. Организационная структура предприятия сойдет за «карту местности».

На ней видно, кому я подчиняюсь, кому подчиняется мой непосредственный руководитель, какое место занимает отдел, в котором я работаю, с кем взаимодействовать и по каким вопросам.

Здорово, что на предприятии, куда я впервые попала, найти нужного сотрудника можно было на корпоративном электронном ресурсе, посмотреть на фотографии, как он выглядит, в чьем подчинении работает, по каким контактам связаться. Внутреннюю «карту» процессов отдела пришлось складывать из того, что мне говорили руководители и коллеги, отыскивая в «Консультант плюс» нормативные акты, способные прояснить картинку.

Правило второе: «Не заплутай еще больше!»

Турист спрашивает местного жителя:

— Вы не подскажете, как мне побыстрее попасть вон на ту гору?

— Минуточку, сейчас отвяжу свою собаку…

Четыре вопроса — как четыре ножки у стола, помогли мне найти опору в действующей на предприятии системе подготовки кадров:

  • Что делаем?
  • Как делаем?
  • Кто делает?
  • Сколько стоит то, что мы делаем?

1. Что делаем?

Например, подготовка рабочих включает три основных направления:

  1. Обучение и проверка знаний в области промышленной безопасности, охраны труда. В Постановлении Правительства РФ №263 от 10.03.1999 говорится, что это вопросы отдела охраны труда, но иногда их отдают на отработку дирекции по персоналу.

    Здесь не будем спорить, кто кому и что должен, а разберемся, чтобы в дальнейшем чувствовать себя уверенно и комфортно.

  2. Обучение рабочим профессиям.
  3. Оценка квалификационного уровня рабочих (иначе — «повышение разрядов»).

2. Как делаем?

Обучение рабочих (даже инструктаж) включает в себя теоретическое и практическое обучение. Практику организуют на рабочих местах начальники цехов в форме стажировки, закрепляя ученика за наставником с квалификационным разрядом выше третьего, иногда роль наставника выполняет мастер или бригадир.

На экзамене комиссия проверяет теоретические знания и практические навыки — для этого рабочий выполняет в цехе пробную (квалификационную) работу.

Технологии обучения и проверки знаний используются как традиционные — «из уст в уста», так и современные, с электронными средствами, симуляторами и т.д. Это зависит от уровня экономического развития отдельно взятого предприятия и целесообразности.

3. Кто делает?

Когда нет возможности провести обучение внутренними ресурсами, обучают во внешних образовательных центрах, потому что нет образовательной лицензии, нет соответствующих «носителей» знаний — преподавателей, обучение (аттестация) в специализированных центрах регламентируется нормативным актом. Набирая большую по количеству группу, провайдера (как юридическое, так и физическое лицо) приглашают обучить сотрудников на территории предприятия.

Для организации внутреннего обучения преподавателями выступают сотрудники предприятия по согласованию с их непосредственными руководителями.

4. Сколько стоит организуемое обучение?

Стоимость услуг внешних провайдеров договорная или на основании официального прайса. В основу бюджета внутреннего обучения включают оплату преподавателей и наставников и расходные материалы (тетрадки, ручки, тиражирование раздаточных материалов, тестов, блокноты для флипчарта).

Правило третье: «Язык до Киева доведет!»

«Прошу записать меня на курсы повышения зарплаты».

На мой взгляд, этот анекдот отражает суть работы учебного центра на производственном предприятии. Поначалу я не понимала, почему мы с производственными руководителями иногда не понимаем друг друга? Вроде на одном языке разговариваем.

Они говорят про обучение и я про обучение, они про аттестацию персонала и я про аттестацию, они про повышение квалификации и я про то же.

Когда же я стала внимательней вслушиваться в то, что говорят производственники, оказалось, что слова-то мы употребляем одинаковые, да вот смысл в них вкладываем разный!

Процесс Понимание службой персонала Понимание производственным персоналом
Обучение персонала Процесс приобретения знаний, умений, навыков Получение «корочки» для допуска к работам
Аттестация персонала Оценка (проверка) уровня знаний и умений в соответствии с требованиями к занимаемой должности Оформление документов (протоколов, удостоверений)
Повышение квалификации Обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников Повышение квалификационного разряда/категории с целью повышения заработной платы
Развитие персонала Комплекс мероприятий службы управления персоналом, включающий в себя обучение, оценку, адаптацию, карьерное планирование и др. Абстрактное понятие

Язык до Киева доведет, главное — говорить на одном языке с теми, кто поможет приблизиться к цели.

Правило четвертое «Обратись к стражу порядка!»

«Стражи порядка» для сотрудников учебного центра — нормативные акты, в том числе внутренние стандарты, такие, как:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Закон «Об образовании в РФ»;
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам;
  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;
  • РД-3-19-2007 «Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
  • РД-3-20-2007 «Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
  • Типовая инструкция об организации проведения квалификационных экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве (документ утратил силу);
  • Порядок обучения по охране труда;
  • Методические рекомендации по организации обучения по пожарной безопасности;
  • Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты ЧС»;
  • Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства.

Для работы со студентами:

  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования;
  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования;
  • Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении;
  • Порядок создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность;

Ниже приведена таблица, которая помогла мне сориентироваться в видах обучения и аттестации персонала. Только нужно не лениться и периодически обновлять информацию, так как законодательство постоянно меняется.

Таблица 1. Виды обучения* (требует актуализации в соответствии с законодательными требованиями на сегодняшний день).

Формы обучения Программы Аудитория Условия Документ(на выходе)
Профессиональное обучение Обучение рабочим профессиям Рабочие Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательноПосле прохождения теоретического курса обязательна стажировка (практическое обучение)Специалисты (преподаватели, мастера производственного обучения) должны иметь педагогическую подготовку и аттестованы в Ростехнадзоре по преподаваемой дисциплине Свидетельство
Повышение квалификации Программы в объеме от 16 до 250 часов Руководители, специалисты, рабочие Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно Удостоверение
Профессиональная переподготовка Программы в объеме свыше 250 часов Руководители, специалисты Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно Диплом
Специальная подготовка (технические курсы) ПНАЭ Г-7-003 Сварщики Согласование программ с головной материаловедческой организацией Не требуется
ПНАЭ Г-7-010 Контролеры Согласование программ с головной материаловедческой организацией Не требуется
Подготовка по безопасности в атомной энергетике Руководители, специалисты Внутренний стандарт предприятия Не требуется
Подготовка по промышленной безопасности Руководители, специалисты Программы, согласованные с Ростехнадзором Не требуется
Охрана труда Руководители, специалисты Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно Удостоверение
Рабочие Обучение проводит непосредственный руководитель Запись в журнале
Пожарно-технический минимум Руководители, специалисты, электрогазосварщики Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательноСогласование программ с МЧС России Удостоверение
Гражданская оборона Руководители Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно Удостоверение

Правило пятое «Найди других туристов!»

Совет для тех, кто не хочет «заблудиться» в управлении заводским учебным центром — найти себе подобных, чтобы пообщаться, обменяться опытом, узнать последние новости в профессиональной сфере. Места скопления «HR-туристов» — это специализированные конференции, семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы.

На курсах повышения квалификации слушатели с жадностью изучают опыт коллег, разговаривая в перерывах и после лекций.

На конференциях совершают виртуальное путешествие по HR-достопримечательностям, анализируя наработанный опыт и отвечая на вопросы: что я правильно делаю, что скорректировать, куда стремиться и какие они — HR-вершины заводского учебного центра.

Источник: https://delovoymir.biz/uchim-na-proizvodstve-5-pravil-ne-zabluditsya.html

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда

Как проводится обучение на рабочем месте?

Работник обязан проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда (ст.214 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все сотрудники организации, в том числе её руководитель.

Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников компании несёт работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Инструктажи по охране труда

  • вводный;
  • первичный на рабочем месте;
  • повторный на рабочем месте;
  • внеплановый на рабочем месте;
  • целевой на рабочем месте.

Вводный инструктаж по охране труда.

Вводный инструктаж по охране труда («вводный инструктаж») проводится инженером по охране труда или лицом, назначенным приказом руководителя Компании, до приёма на работу или в первый день приёма на работу, по Программе проведения вводного инструктажа по охране труда

  • со всеми принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности,
  • с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на практику.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте («первичный инструктаж») проводится до начала работы непосредственным руководителем прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда и допущенным до проведения инструктажей в данном подразделении приказом руководителя Компании, по Программе проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте:

  • со всеми вновь принятыми в компанию работниками;
  • с работниками, переводимыми в пределах компании;
  • с работниками, выполняющими новую для них работу;
  • с командированными и временными работниками;
  • со студентами и учащимися,прибывшими на практику.

Стажировка на рабочем месте.

После проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте руководители или лица их замещающие организуют обучение, вновь принятых работников, безопасным приёмам и методам работы путём прохождения стажировки на рабочем месте сроком от 2 до 14 смен.

Первичная проверка знаний.

По окончании стажировки работник проходит проверку знаний в постоянно действующей комиссии магазина по проверке знаний, утверждённой приказом руководителя Компании. Результаты проверки знаний фиксируются в протоколе по проверке знаний.

Ежегодная проверка знаний.В процессе трудовой деятельности работники проходят ежегодную проверку знаний в постоянно действующей комиссии по «Программе обучения по охране труда для персонала».

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте.

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте («повторный инструктаж») проводится не реже одного раза в шесть месяцев, а при наличии опасных видов работ не реже одного раза в три месяца непосредственным руководителем, прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда и допущенным до проведения инструктажей в данном подразделении приказом руководителя Компании, по Программе проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте. В случае отсутствия работника на рабочем месте в установленные сроки (отпуск, командировка, больничный и т.п.), повторный инструктаж проводится в первый день выхода перед началом работы.

Внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте («внеплановый инструктаж») проводится непосредственным руководителем выполняемых работ прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда и допущенным до проведения инструктажей в данном подразделении приказом руководителя Компании, в следующих случаях:

  • при введении в действие новых или переработанных инструкций, положений, а также изменений и дополнений к ним;
  • при изменении технологического процесса, замене оборудования, приспособлений и инструмента;
  • при нарушении работниками требований охраны труда, которые могут привести или привели к травме, аварии или другой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей;
  • по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
  • при перерывах в работе более 30 календарных дней;
  • по решению работодателя.

Целевой инструктаж по охране труда на рабочем месте.

Целевой инструктаж по охране труда на рабочем месте («целевой инструктаж») проводится непосредственным руководителем выполняемых работ, прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда и допущенным до проведения инструктажей в данном подразделении приказом руководителя Компании в следующих случаях:

  • при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории, разовые работы за пределами Компании и другое);
  • при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф.

Проверка знаний работников и допуск к самостоятельной работе

Стажировка на рабочем месте.

После проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте руководители или лица их замещающие организуют обучение, вновь принятых работников, безопасным приёмам и методам работы путём прохождения стажировки на рабочем месте сроком от 2 до 14 смен.

Первичная проверка знаний.

По окончании стажировки работник проходит проверку знаний в постоянно действующей комиссии по проверке знаний, утверждённой приказом руководителя Компании. Результаты проверки знаний фиксируются в протоколе по проверке знаний.

Допуск к самостоятельной работе

По окончании стажировки, проверки теоретических знаний и приобретённых навыков безопасных способов выполнения работы руководитель осуществляет допуск работника к самостоятельной работе, о чем делается соответствующая запись в распоряжении о допуске к самостоятельной работе и журнале инструктажа на рабочем месте.

Ежегодная проверка знаний.В процессе трудовой деятельности работники проходят ежегодную проверку знаний в постоянно действующей комиссии по «Программе обучения по охране труда для персонала».

Проведение обучений по охране труда и проверка знаний для руководителей и специалистов

Первичная аттестация руководителей и специалистов

После прохождения вводного инструктажа все руководители и специалисты, не позднее одного месяца со дня вступления в должность, должны пройти обучение в учебных центрах или в постоянно действующей комиссии Компании, по программе обучения руководителей и специалистов по охране труда, утверждённой на основании действующего законодательства о труде.

Повторная проверка знаний руководителей и специалистов

Не реже одного раза в три года руководители и специалисты проходят очередную проверку знаний по охране труда в постоянно действующей комиссии Компании или учебных центрах.

Внеплановая проверка знаний руководителей и специалистов

Проводиться в следующих случаях:

  • при вводе в действие новых или переработанных нормативных документов по охране труда;
  • при переводе работника на другое место работы или назначении его на другую должность, требующую дополнительных знаний по охране труда;
  • при нарушении ими или подчинёнными требований законодательства о труде, отраслевых Правил эксплуатации и техники безопасности, инструкций по охране труда и других нормативных документов;
  • по требованию органов государственного надзора;
  • по решению работодателя (или уполномоченного им лица.

(Более подробно Вы можете ознакомиться с материалом, пройдя по ссылке Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда

Источник: http://edu.trudcontrol.ru/~3p/item/mw34AtXX

Центр права
Добавить комментарий