Как применяются профстандарты для врача-стоматолога?

Содержание
  1. Анализ профстандартов «Врач-стоматолог» и «Провизор»: ошибки законодателя
  2. Анализ наименования профессиональных стандартов
  3. Анализ квалификационных требований профессиональных стандартов
  4. Анализ квалификационной составляющей профстандарта «Врач-стоматолог»
  5. Должностная инструкция зубного врача
  6. 1. Общие положения
  7. 2. Должностные обязанности
  8. 3. Права
  9. 4. Ответственность
  10. Профессиональный стандарт «Врач-стоматолог» утвержден. Что внутри?
  11. Профессиональный рост врача-стоматолога
  12. Трудовые функции врача-стоматолога
  13. Функция: проведение обследования пациента с целью установления диагноза
  14. Функция: назначение, контроль эффективности и безопасности немедикаментозного и медикаментозного лечения
  15. Функция: разработка, реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ
  16. Функция: проведение и контроль эффективности санитарно-противоэпидемических и иных профилактических мероприятий по охране здоровья населения
  17. Функция: ведение санитарно-гигиенического просвещения среди населения и медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни
  18. Функция: организационно-управленческая деятельность

Анализ профстандартов «Врач-стоматолог» и «Провизор»: ошибки законодателя

Как применяются профстандарты для врача-стоматолога?

Юридический отдел «Факультета медицинского права»

  • Аккредитация
  • Профстандарты
  • Квалификация

В данной статье Факультет Медицинского Права продолжает цикл статей, посвященный профессиональным стандартам в сфере здравоохранения.

Напомним, в предыдущих статьях мы пришли к выводу, что медицинские и фармацевтические работники, не прошедшие ординатуру, но имеющие свидетельство об аккредитации (до изготовления бланков такого свидетельства – выписку из протокола аккредитационной комиссии), на практике будут допущены к медицинской или фармацевтической деятельности в организациях здравоохранения, не зависимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, в рамках профессиональных стандартов.

В свою очередь, нам на сегодняшний день применение профессиональных стандартов в этом качестве видится незаконным с чем отчасти соглашается и Министерство здравоохранения РФ. Действительно, в письме № 16-5/10/2-4126 «Об аккредитации специалистов» Минздрав сообщил, что в нормативные-правовые акты РФ уже готовятся соответствующие поправки.

В свою очередь мы анонсировали, что сами профстандарты к такому повороту событий пока тоже не очень готовы, в связи с чем законодателю следовало бы задуматься еще и о том, чтобы привести к единому знаменателю их положения и исправить имеющиеся в них на сегодняшний ошибки и неточности. Именно об этом и пойдет речь в данной статье. Однако прежде чем приступить к чтению рекомендуем Вам ознакомиться также с иными статьями данного цикла:

Анализ наименования профессиональных стандартов

Как известно, на данный момент в РФ утверждены следующие профессиональные стандарты:

  • Профессиональный стандарт «Специалист по педиатрии»;
  • Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела»;
  • Профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал»;
  • Профессиональный стандарт «Врач-стоматолог»;
  • Профессиональный стандарт «Провизор»

Первое, что бросается в глаза – это довольно нетипичное название последних двух профстандартов.

Судите сами – для врачей с высшим медицинским образованием уже приняты профстандарты «Специалист в области педиатрии» и «Специалист в области медико-профилактического дела», готовятся к утверждению проекты «Специалист по акушерству и гинекологии», «Специалист в области анестезиологии и реаниматологии», «Специалист в области хирургии» и т.д.

, а тут Минтруд «делает ход конем», утверждая профстандарт «Врач-стоматолог» и «Провизор». Интересное совпадение, учитывая то, что именно в отношении этих двух специальностей в 2016 года начала проводится первичная аккредитация выпускников вузов.

Анализ квалификационных требований профессиональных стандартов

Если обратить внимание на квалификационные требования к специалистам, отраженные в профстандартах «Специалист по педиатрии» и «Специалист в области медико-профилактического дела», то мы увидим, что таковые идентичны Приказу Минздрава России от 08.10.

2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее – Приказ № 707н), так как содержат и требование о наличии сертификата специалиста, и указание на обязательное прохождение медицинским работником ординатуры или интернатуры, и широкий спектр возможных должностей. В свою очередь профессиональные стандарты «Врач-стоматолог» и «Провизор», а также, что интересно, недавно проходивший общественное обсуждения проект профстандарта «Врач-педиатр участковый», не содержат многих ключевых требований того же Приказа № 707н, в частности об обязательном наличии послевузовского профессионального образования, что явно указывает на их общее предназначение – они разработаны для специалистов, прошедших только первичную аккредитацию (выпускники вузов).

Следуя этой логике и с учетом того, что в свидетельстве об аккредитации согласно Приказу Минздрава России от 06.06.

2016 № 352н будет ссылка на профстандарт, мы полагаем, что таковой будет играть разделительную роль, то есть давать различие в объеме полномочий и квалификационных возможностей в рамках занятия той или иной должности для лиц разного уровня профессиональной подготовки (примечание: уровень образования и возможные должности как раз привязаны к обобщенной трудовой функции). Естественно объем полномочий не может и не должен быть идентичен для лиц, прошедших первичную аккредитацию (уровень образования – специалитет) и лиц, прошедших первичную специализированную аккредитацию (уровень образования – ординатура). По крайней мере, мы надеемся, что будет именно так и законодателю не придет в голову уровнять в полномочиях вчерашних выпускников и лиц, прошедших помимо вуза еще и двухлетнюю ординатуру.

Таким образом, можно сделать вывод, что действующие и планируемые профессиональные стандарты на самом деле законодателем условно поделены на 2 группы:

  1. для лиц, прошедших первичную аккредитацию и обладающих лишь общей квалификацией уровня «специалитет» (профстандарты «Врач-стоматолог», «Провизор» и «Врач-педиатр участковый»);
  2. для лиц, прошедших первичную специализированную, а также периодическую аккредитацию или сертификацию, обладающих конкретной специализацией и имеющих подготовку в ординатуре или интернатуре (профстандарты «Специалист по педиатрии» и «Специалист в области медико-профилактического дела).

К слову, наш вывод подтверждает отчет о пресс-конференции, посвященной новым механизмам государственного допуска к медицинской деятельности в РФ посредством непрерывного медицинского образования (НМО), опубликованный на сайте Стоматологической Ассоциации России, согласно которому стандарт «Врач-стоматолог» касается выпускников с 2016 г., а для специалистов, ранее получивших дополнительное профессиональное образование и сертификат «стоматолога-терапевта», «стоматолога-ортопеда» и др. следует ждать или реорганизации номенклатуры специальностей, либо ассоциация будет вынуждена инициировать создание Государственных профессиональных стандартов по каждой из стоматологических специальностей, так как в 2021г. будут проведены первые аккредитационные процессы для действующих врачей и стандарты специальностей к тому времени должны быть утверждены Минтрудом.

Добавим также, что с нашей точки зрения, условное деление профстандартов на две группы, видится логичным, так как в таком случае квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с различным уровнем образования действительно могли бы быть урегулированы соответствующими профессиональными стандартами, что мы собственно и рекомендовали сами в статье «Задумки, проблемы и ошибки законодателя на пути разработки профстандартов и допуска выпускников до занятия медицинской и фармацевтической деятельностью».

Учитывая деление профстандартов, анализу в данной статье были подвержены только лишь уже утвержденные стандарты «первой группы»: «Врач-стоматолог» и «Провизор».

Однако отметим, что дальнейшие выводы также должны быть учтены и при разработке профессиональных стандартов по таким базовым специальностям (направлениям подготовки) как «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Медико-профилактическое дело», в отношении которых идентичные профстандарты могут быть утверждены в ближайшем будущем так как первичная аккредитация по данным специальностям будет проводиться с 2017 года (примечание: не следует путать с профстандартами второй группы).

Анализ квалификационной составляющей профстандарта «Врач-стоматолог»

Источник: https://www.kormed.ru/baza-znaniy/medicinskie-kadry/professionalnye-standarty/analiz-profstandartov-vrach-stomatolog-i-provizor-oshibki-zakonodatelya/

Должностная инструкция зубного врача

Как применяются профстандарты для врача-стоматолога?

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия] Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П.

Должностная инструкция зубного врача

[наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Зубной врач относится к категории специалистов.

1.2. На должность зубного врача назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности “Зубоврачебное дело” и имеющее [II, I, высшую] квалификационную категорию.

1.3. Назначение на должность зубного врача и освобождение от нее производится приказом руководителя учреждения.

1.4. Зубной врач должен знать:

– законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения;

– современные методы диагностики, лечения заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области;

– основы организации стоматологический помощи;

– современную аппаратуру, инструментарий и материалы, применяемые в стоматологии;

– действия персонала при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций, СПИДа;

– приемы реанимации, основы асептики и антисептики, методику стерилизации инструментария, методы оказания первой помощи при кровотечении, коллапсе, анафилактическом шоке;

– законодательство о труде и об охране труда Российской Федерации;

– этику общения с пациентами;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

– правила внутреннего трудового распорядка;

– [вписать нужное].

1.5. Зубной врач подчиняется непосредственно [вписать нужное] и в своей деятельности руководствуется уставом учреждения и настоящей должностной инструкцией.

1.6. Во время отсутствия зубного врача (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

2. Должностные обязанности

Зубной врач выполняет следующие обязанности:

2.1. Осуществляет диагностику и лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области.

2.2. Подготавливает стоматологическое оборудование к работе, осуществляет контроль его исправности, правильности его эксплуатации.

2.3. Проводит инструментальное обследование зубов и патологических зубодесневых карманов, мягких и твердых тканей челюстно-лицевой области, определяет степень подвижности зубов, интенсивность воспаления слизистой оболочки полости рта.

2.4. Берет биоматериал для исследования.

2.5. Проводит обучение пациентов индивидуальной гигиене полости рта.

2.6. Осуществляет профилактику, диагностику и лечение всех видов кариеса и его осложнений, заболеваний височно-челюстного сустава.

2.7. Осуществляет уход за больными с повреждениями челюстно-лицевой области.

2.8. Осуществляет профилактику, диагностику, оказывает первую стоматологическую помощь при острых одонтогенных воспалительных процессах.

2.9. Проводит местную и проводниковую анестезию.

2.10. Осуществляет оперативное удаление зуба при ограниченных воспалительных процессах.

2.11. Снимает оттиски, получает диагностические модели и производит их анализ, проводит этапное наблюдение, коррекцию протезов и ортодонтических аппаратов.

2.12. Подготавливает пациентов к физиотерапевтическим процедурам, проводит простейшие физиотерапевтические процедуры, осуществляет контроль за состоянием пациента во время проведения процедуры.

2.13. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, асептики и антисептики; выполняет требования инфекционного контроля в стоматологическом отделении.

2.14. Получает, хранит и использует лекарственные средства, стоматологические материалы, инструменты.

2.15. Оформляет установленную органами здравоохранения России медицинскую документацию.

2.16. Обеспечивает соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования и аппаратуры, используемой в стоматологической практике.

2.17. Соблюдает морально-правовые нормы и этику профессионального общения с пациентами.

2.18. Проводит санитарно-просветительную работу, направленную на гигиеническое воспитание населения, пропаганду здорового образа жизни, профилактику стоматологических заболеваний.

2.19. [Вписать нужное].

3. Права

Зубной врач имеет право:

3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей.

3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества стоматологической помощи населению, улучшению организации труда.

3.3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу стоматологического отделения, контролировать объем и качество выполненной ими работы, осуществлять контроль за работой техника по ремонту аппаратуры и оборудования.

3.4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, медицинских ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции.

3.5. [Вписать нужное].

4. Ответственность

Зубной врач несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах действующего трудового законодательства Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах действующего административного, уголовного и гражданского законодательства Российской Федерации.

4.3. За ошибки в проведении лечебных мероприятий, повлекшие за собой тяжкие последствия для пациента, – в пределах действующего административного, гражданского и уголовного законодательства Российской Федерации.

4.4. [Вписать нужное].

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-zubnogo-vracha

Профессиональный стандарт «Врач-стоматолог» утвержден. Что внутри?

Как применяются профстандарты для врача-стоматолога?

2-го июня 2016 года Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало приказ об утверждении профессионального стандарта «Врач-стоматолог». Приказ содержит подробное описание всех трудовых функций, которые может выполнять врач-стоматолог, имеющий соответствующую подготовку. Затронуты и вопросы повышения квалификации.

Все 16 страниц приказа вы можете прочесть по этой ссылке. Основа стандарта – детальное описание трудовых функций с указанием требуемых для их исполнения навыков, знаний и прочих характеристик. Ниже – резюме профессионального стандарта «Врач-стоматолог».

Основной деятельностью врача-стоматолога заявлена профилактика, диагностика и лечение заболеваний зубов, полости рта и челюстно-лицевой группы.

  • Код по ОКЗ (общероссийский классификатор занятий) – 2261.
  • Код ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) – 86.23.

Обобщённая трудовая функция – оказание медицинской помощи при стоматологических заболеваниях, уровень квалификации – 7.

К врачам-стоматологам предъявляются особые условия допуска к работе, а именно:

  • предварительные и периодические медосмотры,
  • никаких проблем с законом (отсутствие судимостей).

Профессиональный рост врача-стоматолога

Согласно утверждённому стандарту, основными путями повышения квалификации врача-стоматолога являются соответствующие программы:

  • программы профессиональной переподготовки,
  • стажировки,
  • тренинги в симуляционных центрах,
  • посещение конгрессов, мастер-классов, семинаров и вебинаров,
  • взаимодействие с образовательным порталом (ознакомление с публикуемыми материалами).

Судя по всему, речь идёт о портале непрерывного медицинского образования Минздрава России.

Трудовые функции врача-стоматолога

Детальное описание трудовых функций врача-стоматолога в Российской Федерации – основа стандарта. На первый взгляд, описано всё подробно. Уровень квалификации для всех функций – 7.

Функция: проведение обследования пациента с целью установления диагноза

Действия – от осмотра до анкетирования и выявления аномалий. Для выполнения этой функции врач-стоматолога должен уметь проводить исследования/обследования, интерпретировать и анализировать результаты, а также иметь соответствующий багаж знаний. Прочие требования – соблюдение врачебной тайны и принципов врачебной этики и деонтологии.

Функция: назначение, контроль эффективности и безопасности немедикаментозного и медикаментозного лечения

Действия – от оказания неотложной помощи до формирования эпикриза, включая составление плана лечения, подбор медицинских изделий, консультирование и т. д. Умения и знания – соответствующие: назначение и оценка эффективности, применение процедур и лечение, понимание взаимосвязей и процессов, осведомлённость о современных инструментах, препаратах и проч.

Функция: разработка, реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ

Один из самых лаконичных пунктов стандарта «Врач-стоматолог». Действия описаны в названии функции, знания и умения нужны соответствующие.

Функция: проведение и контроль эффективности санитарно-противоэпидемических и иных профилактических мероприятий по охране здоровья населения

Действия – профилактические осмотры населения, проведение соответствующих мероприятий, консультирование и т. п. Умения и знания логично вытекают из действий, помимо чисто врачебных пунктов врач-стоматолог должен уметь организовать первичную профилактику в любой возрастной группе и знать санитарно-эпидемиологические нормы и требования.

Функция: ведение санитарно-гигиенического просвещения среди населения и медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни

Выполняя эту функцию, врач-стоматолог должен мотивировать население и коллег к отказу от вредных привычек и ведению здорового образа жизни. Среди необходимых знаний – социально-гигиенические и медицинские аспекты алкоголизма, наркомании, равно как и формы и методы санитарно-гигиенического просвещения среди населения и коллег.

Функция: организационно-управленческая деятельность

Если врачу-стоматологу приходится заниматься организационно-управленческой деятельностью, он должен вести документацию и контролировать качество оказываемой помощи, составлять план работы и анализировать медико-статистические показатели и проч. Умения соответствующие, необходимые знания включают в себя правила выдачи и оформления документов и тому подобное, равно как и законодательство РФ в сфере охраны здоровья и нормативные акты.

Следует также отметить, что практически все прикладные функции требуют от врача-стоматолога знания требований охраны труда, пожарной безопасности и порядка действий при ЧС, а также умение пользоваться индивидуальными средствами защиты.

Разработчиками профессионального стандарта «Врач-стоматолог» для Российской Федерации указаны СтАР, Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова, Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Кстати, если вам приходится выполнять последнюю функцию, то есть заниматься организационно-управленческой деятельностью, вероятно, вас заинтересуют наши стоматологические плакаты:

http://laa.stomanet.ru

Мы разрабатываем их сами, преследуя две цели: 1) сделать плакаты интересными и полезными для ваших посетителей и 2) с помощью плакатов помочь вам полностью заполнить ваш график (каждый плакат имеет продающий потенциал). Бесплатная доставка по России!

Источник: https://stomanet.ru/vasha-praktika/professionalnyj-standart-vrach-stomatolog-utverzhden-chto-vnutri/

Центр права
Добавить комментарий